|
|
|||
ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ Аделярд (Абеляр) Батский (по кн. А. Штекля "История средневековой философии") Подобно Абеляру, который очень высоко ставил платоновскую философию, поскольку она была ему известна, и многие другие в его время тяготели преимущественно к платонизму, хотя не избегали и аристотелевского учения, а старались слить его с платонизмом. Поэтому их обычно объединяют под общим именем платоников. Сюда относятся: Абеляр Батский, Бернард Шартрский, Вильгельм Конхезий и Вальтер из Мортани. Все они учили в первой половине XII века. а) От Абеляра сохранились два философских сочинения: De eodem et diverse и Quaestiones naturalis. Извлечения из них приводить Журдэн. (Jourdain, Geschichte der aristotelischen Schriften im Mittelalter, ubersetzt von Stahr, S. 249 ff.). Все направление этих сочинений—платоническое. Интересно, как в отношении универсалий Абеляр пытается согласовать Платона и Аристотеля. „Аристотель,—говорить он,— правильно считает genera и species имманентными индивидам, потому что чувственные объекты являются индивидуумами, видами или родами в зависимости от нашего способа рассмотрения их: обращаем ли мы внимание на их индивидуальное существование или на единообразное в них. С другой стороны и Платон правильно учил, что в полной чистоте они существуют только вне чувственных вещей и именно в божественном Уме. Альберт Штекль. История средневековой философии. Репринтное издание. СПб, "Алетейя", 1996. C. 142-143. Аделярд (Аделард) Батский (по кн. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней) Аделард Батский, живший в Испании и на Сицилии, математик по своим интересам, перевел на латинский трактат "Арифметика" перса Аль-Хорезми, от которого и вошло в употребление арабское числовое обозначение, хотя по происхождению оно, скорее, индийское. Забавно, что автор такого грандиозного нововведения, человек ренессансный и средневековый вместе, не умел считать (деньги, надо полагать). Не было ни привычки, ни повода освоить счет. Арабские цифры входили в обиход достаточно медленно, и все еще привычными были латинские, образованные из следующих групп: десятки и двадцатки с буквой Х, сотни с буквой С, тысячи - М. В 1645 году Паскаль, посылая свою счетную машинку канцлеру Сэгэру, говорил о неудобстве этого типа счета. Сам термин "алгоритм" связан с именем Аль-Хорезми, обозначая ту же самую арифметику. (Аль-Хорезми по латыни Algorithmi). Кроме прочего, Аделард перевел с арабского работы Евклида, сблизив латинский мир с геометрическими теориями великого грека. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. - ТОО ТК "Петрополис", 1994. Scritti filosofici, a cura di A. Ghisalberti, Bietti, Milano 1974. С. 128.
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)