Alcuin
Алкуин
(703-804)

 

ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ

Один из крупнейших представителей англо-саксонской образованности, впитавший наследие Беды Достопочтенного, и в то же время деятель Каролингского возрождения, Алкуин, или Альбин, в кружке ученых друзей при дворе Карла Великого известный также под именем Флакка, родился недалеко от Йорка. В этом же городе он получил образование в архиепископской школе, возглавлявшейся Эгбертом Йоркским. Здесь прошла большая часть его жизни. До 50 лет он оставался в Йорке, в школе Эгберта, где стал сначала учителем, а потом, с 778 г., и главой школы. Из Йоркской школы вышел не один ученый клирик Англии, в том числе и будущий архиепископ Йорка Эанбальд, по делам которого и отправился Алкуин в 781 г. в Рим. В дороге он встретился с Карлом Великим, которого глубокие знания Алкуина и его школьный опыт натолкнули на мысль о приглашении англо-саксонского ученого в придворную школу Карла. Довольно долго Алкуин попеременно продолжал свою преподавательскую деятельность то в Йорке, то в Аахене, пока, наконец, в 793 г. не осел окончательно у франков. Через три года он стал аббатом монастыря св. Мартина в Type, где оставался до своей смерти- В бытность аббатом он особенно внимательно следил за работой тамошнего скриптория, и считается, что он вдохновил писцов на разработку нового письма, известного как каролингский минускул. Большое значение имели также алкуиновы труды по литургии, заложившие основы римской католической обрядности. После Алкуина осталось около 300 латинских писем, дающих представление более непосредственное, чем хроники и разного рода "деяния", о быте, нравах, образованности, занятиях, в том числе и научных, в каролингскую эпоху.

Алкуин многие годы был учителем в прямом смысле этого слова. Умения и знания, накопленные в англо-саксонской школе к этому времени, он перенес на континентальную почву. По рассказам современников, в придворной школе Карла Алкуин вел занятия в форме живой дискуссии, отличавшейся мудрым критицизмом. В делах образования и церкви он всегда был для Карла советчиком и авторитетом. Его деятельность, равно как и его сочинения, отличает внимание не столько к теоретической стороне преподавания, сколько к его практическому воплощению. Поэтому его сочинения - в основном пособия для обучения: учебник грамматики, учебник риторики, учебник диалектики, сборник задач по арифметике и др. Этими работами пользовались в школах до конца Средневековья. Хочется обратить внимание на диалоги, в том числе и на "Словопрение Пипина с Альбином". Жанр, типичный для обучения в средневековой школе, умело разрабатывается Алкуином таким образом, что от простых понятий и простого выражения мысли учащийся (который, кстати, должен был выучивать наизусть такие диалоги) поднимается к философским концепциям и сложным оборотам. Характерны последние части этого диалога, где Алкуин пользуется весьма популярным в англо-саксонской литературе приемом - сложными иносказаниями-загадками.

Иногда Алкуина упрекают в отсутствии каких-либо инноваций и глубоких педагогических прозрений. Однако в контексте средневековой (уточним - раннесредневековой) культуры, в контексте осмысления и сплавления разнородных культурных элементов, деятельность Алкуина трудно переоценить.


 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)