Alcuin
Алкуин
(703-804)

 

CОЧИНЕНИЯ

Письмо к Карлу Великому (796 г.)

...Никогда не пропадала за Богом награда за добрую волю и добрые усилия: чем кто больше трудится, сообразно с Божией волей, тем более будет награжден в царстве небесном. Время здешней жизни быстро бежит, убегает и не возвращается никогда;

но неизрекаемое милосердие Божие позаботилось о роде человеческом и определило ему трудиться кратковременно, а награждаться вечно. Потому время земной жизни для нас драгоценно: не потеряем по небрежности той вечной награды, которой мы можем достигнуть кратковременною добродетельною жизнью. Не возлюбим чего-нибудь преходящего на земле так, как можно будет только на небе любить то вечное блаженство: кто желает достигнуть его там, должен здесь заслужить все добрыми делами. Всякому без различия открыты врата царства небесного; но войдет в них только тот, кто станет пред ними с многочисленными плодами добрых дел.

Я же, Флакк, сообразно вашей воле и вашим убеждениям, тружусь теперь под кровом св. Мартина над тем, чтобы одних жаждать медом священного писания, других упоять чистым старым вином древней науки: одних я начинаю питать яблоками диетических тонкостей, а некоторых стараюсь просветить наукою о звездах с вершины какого-нибудь высокого здания. Трудясь много над многим для того, чтобы воспитать многих на пользу св. божией церкви для украшения вашей императорской власти (impe-rialis regni vestri), я забочусь, да не будет тщетна милость ко мне всемогущего Бога, и щедрость вашего благодушия да не будет бесплодна. Но мне, вашему ничтожному рабу, недостает обстоятельных учебных руководств (exquisitiores eruditionis scholasticae libelli), которые я имел в отечестве по доброму и благочестивому старанию моего наставника, а некоторые приобрел своим собственным потом. Говорю же о том вашему высочеству в надежде, не будет ли угодно вам при вашем стремлении ко всякой мудрости, чтобы я послал некоторых из своих учеников привезти нам оттуда самое необходимое и пересадить таким образом цветы Британии во Францию: пусть сады растут не в одной стране Йорка (in Euborica), пусть и в окрестностях Тура (in Turonica) разведется рай с плодами яблонь, пусть зефир колышет сады реки Луары, и потекут ароматы, и вновь повторится, что сказано в Песни Песней, откуда я и заимствовал свое сравнение: "Пусть придет мой возлюбленный в свой сад и вкусит плоды своих яблонь". И скажетон своим ученикам: "Ешьте, друзья мои, пейте и упивайтесь, дорогие. Я сплю, но сердце мое бодрствует" (Песнь Песней 5:1,2). Или вот еще воззвание пророка Исайи, побуждающее к изучению мудрости: "Все страждущие приходите к источнику: и вы, которые не имеете серебра, торопитесь, берите и ешьте: приходите, берите, без серебра и без промена, млеко и вино" (Ис. 55:1).

Вашим благородным стремлениям не безызвестно, как на каждой странице Священного Писания мы убеждаемся к изучению мудрости: ничто не ведет так к блаженной жизни, ничто не бывает приятнее для упражнения, ничто не .действует сильнее против порока, ничто не может быть достохвалънее, как бы ни было велико Достоинство человека; а по изречениям философов ничто так не необходимо для управления народом, для устроения жизни по правилам нравственности, как именно мудрость, порядок и наука. Вот потому-то мудрейший Соломон воздает всему этому хвалу, говоря: "Мудрость лучше всех драгоценностей, и ничто желаемое не Может сравниться с нею. Она превозносит смиренных и превознесенных украшает. Ею цари правят, и законодатели утверждают "Равду. Ею князья властвуют и сильные творят суд; блаженны, вторые сохраняют пути ее и ежедневно стоят на страже у ее ворот" (Притчи 8:11 и ел.). Я всегда убеждал, государь король, юношей, находящихся при дворе вашего величества, всеми силами изучать начала такой мудрости, и ежедневными трудами усваивать их себе, потому что мудрость оказывает услуги и цветущему возрасту, делает его достойным достижения почтенной седины, и мудростью же можно достигнуть вечного блаженства. Я же не устану сеять семена мудрости посредством своего умишка (ingenioli) между вашими слугами и в этой стране, помня известную мысль: " На утре посевай семя твое, и вечером да не остановится рука твоя; ибо не знаешь, что лучше взойдет: то или это. А если оба взойдут, тем лучше" (Екклез. 11:6).

На утре моей жизни в цветущую эпоху возраста я сеял в Британии. Теперь же, вечером, когда начинает во мне стынуть кровь, я не перестаю сеять во Франции. И если Богу будет угодно, я желал бы, чтобы оба посева взошли. Для моего разбитого тела остается утешаться словами св. Иеронима, высказанными в его письме к Непотиану: "В старцах изменяются почти все телесные силы, и только одна мудрость растет, когда все прочее начало уже умирать" (Пис.52). Немного ниже он прибавляет: "Старость тех людей, которые наставляли свою юность честным трудом и днем и ночью помышляли о Боге, с возрастом делается ученее, от практики опытнее, с течением времени премудрее и пожинает сладкие плоды своего изучения древних". В этом письме о "похвале мудрости и занятиях древними писателями" всякий, кто пожелает, может прочесть и понять, до какой степени древние заботились об украшении себя мудростью. <...>

Перевод с латинского. Стасюлевич М. М. История средних веков... 3-е изд. Т. 2. Спб., 1906. С. 72-74.

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)