|
|
|||
ИССЛЕДОВАНИЯ - КОММЕНТАРИИ - ССЫЛКИ Альберт Штекль Александр Галесский 1. Александр Галесский был первым схоластиком, который ознакомился со всеми философскими сочинениями Аристотеля, а отчасти и с комментариями арабских философов, и широко воспользовался этим для теологии. Он происходил из графства Глочестер в Англии и получил свое прозвище от монастыря Гале, в котором воспитывался. Свое образование он получил в Париже, затем вступил в орден францисканцев и был блестящим преподавателем в Париже. Ему был дан почетный титул Doctor irrefragabilis et Theologorum monarcha (умер 1245). 2. По поручению Иннокентия IV, Александр Галесский написал Summa universae theologiae, в которой излагает полную систему богословия на основании сочинений Гуго из св. Виктора и Сентенций Ломбарда, пользуясь всеми философскими сочинениями Аристотеля. Иннокентий IV, как передают, отдал это сочинение на рассмотрение семидесяти теологам, и после того, как оно было ими одобрено, рекомендовал его к руководству всем парижским магистрам. Это, конечно, не была первая Summa: уже до Александра писали „суммы" Роберт Мелунский и Стефан Лангтон. Но все же Summa Александра была первым значительным сочинением этой категории. 3. Подробное изложение содержания этого сочинения мы считаем здесь неуместным, так как это относится более к истории теологии. Мы ограничимся только следующей краткой заметкой. Бог, по учению Александра, есть первообразная, действующая и конечная причина всех вещей. Идеи вещей находятся не вне Бога, а в самом божественном разуме. В последнем основании он не что иное, как сама божественная сущность, поскольку она познается Богом в качестве прототипа, в качестве causa exemplaris всех вещей. Поэтому они реально совпадают в совершенном единства, а различаются лишь относительно, поскольку Бог познает свое существо, как первообраз многих и различных вещей. По прототипу идей Бог сотворил вещи из ничего. Поэтому в вещах открываются божественные идеи. Универсальное существует не само по себе, а только в отдельных вещах. 4. Бог—высочайшее благо и, как таковое, — последняя цель, к которой стремятся все вещи. Отсюда— всеобщая гармония между вещами, ненарушаемая даже существующим в мир злом, которое косвенно способствует гармонии целого. Этой общей гармонией обусловлена красота универса, которая, в последней инстанции, должна быть рассматриваема в качестве откровения славы Божией в миpе. Альберт Штекль. История средневековой философии. Репринтное издание. СПб, "Алетейя", 1996. C. 175-176. |
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)