Ambrosius
Амвросий Медиоланский
(340-397 гг.)

 

ИССЛЕДОВАНИЯ - КОММЕНТАРИИ - ССЫЛКИ

Изложение доклада Карло-Марии кардинала Мартини, архиепископа Миланского, на Экуменической конференции “Ambrogio da Milano tra Oriente e Occidente” 17 мая 1997 г.

"Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядутщему славу Господа и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил” (Пс 77, 3-4). Эти стихи псалма (который следовало бы назвать псалмом о Священном Предании) выражают важнейший аспект текущего Свято-Амвросиевского года, а именно: образ св. Амвросия стал свидетельством о живом наследии Церкви, еще не испытавшей пагубного разделения.

Пастырские труды св. Амвросия оставили столь глубокие и жизнеспособные следы в нашей локальной традиции, что мы, как Поместная Церковь, сознаём в себе особые аспекты собственной идентичности. Мы, то есть Медиоланская Церковь (Церковь, пребывающая в Милане), ощущаем себя Амвросиевой (Амброзианской) Церковью.

Участники конференции явственно высветили и еще один аспект в наследии св. Амвросия — вселенское (экуменическое) измерение. На нем же обстоятельно останавливается Папа Иоанн-Павел II в своем недавнем Апостолическом послании Operosam Diem (особенно в разделе 29). Для Медиоланской Церкви это почти постулат церковного сознания: быть местом встреч Запада и Востока, быть средоточием двух видов христианского опыта и жизни по нему, что было еще раз засвидетельствовано на ее последнем, 47-м, Синоде. На нем же она определила себя как "Латинскую Церковь, открытую на Восток".

Поэтому доклад посвящается теме: как именно Медиоланская Церковь намерена оставаться мостом между Востоком и Западом?

Обратимся к св. Амвросию, вновь и вновь призывающему нас углубляться в Священное Писание: в нем мы слушаем Христа и говорим с Ним ("Говорим с Ним, когда молимся; слушаем Его, когда читаем богодухновенные писания” (“De officiis” I, XX). Основополагающая роль слов Божиих позволяет усмотреть три аспекта встречи Медиолана со своими восточными Церквами-Сестрами: 1)совместное прочтение Слова Божия; 2) следование общей литургической традиции; 3) служение Церкви человечеству в его истории.

1. Поскольку св. Амвросий - это один из великих отцов еще неразделенной Церкви, для Медиоланской Церкви, достигшей зрелости в опыте веры именно на Амвросиевом пути, это означает необходимость возврата к провиденциальному историческому времени первого тысячелетия христианства, когда еще было живо, пусть не без трудностей и страданий, христианское единство и существовало полное братское общение в любви.

Изучая Священное Писание, св. Амвросий одновременно исследует наследие свв. Отцов — Дидима Слепца, Оригена, Афанасия Александрийского, Василия Великого. Так святитель открыл себя различным способам интерпретации богатств, сокрытых в словах Божиих. Законность таких различий отражена в папской энциклике “Ut unum smt” (“Да будут все едино”), особенно в разделе 57. Почему бы и нам сейчас не обращаться к восточной патристике?

Напомню, что в свое св. Амвросий отправил к еп. Вигилию на помощь в деле обращения язычников трех служителей Слова, которые прибыли именно с Востока, — Сисиния, Мартирия и Александра, причем подобный обмен между Востоком и Западом в ту эпоху не был редкостью. Почему бы и нам не воспринять эти формы сотрудничества? Почему бы Церквам не сопоставить пастырский опыт, способы церковного бытия?

2. Всем известна особая приверженность восточных христиан к церковному богослужению. На востоке Церкви, всегда оставаясь верными духу Отцов, сохранили примат литургии в жизни христианина. Уникальным образом Медиоланская Церковь разделяет с Церквами Востока тот же самый опыт: это единственная Церковь на Западе, которая всегда содержала и содержит собственную живую литургическую традицию. Св-Амвросий в “De Sacramentis” (“О Таинствах”, III 5) написал об этом: "Желаем с особой любовью во всем следовать за Римской Церковью, но не отказываясь от нашей разумной самостоятельности". И ответственность за сохранение Амброзианской литургии хранили все святители Медиоланской Церкви: от св. Амвросия через св. Карла Борромео, архиеп. Медиоланского, вплоть до недавно прославленного блаж. Ильдефонсо, кардинала Шустера, нашего современника. Не следует забывать, что в традиционной литургии Миланской Церкви присутствуют вселенские черты, -она впитала в себя литургию Востока.

3. Слово Божие для св. Амвросия, как и для Василия Великого и Иоанна Златоуста, было непреложным основанием подлинного присутствия Церкви в истории человечества. Наши Отцы сознавали несовместимость христианского благочестия и мирского поведения: при виде несправедливости и насилия они обличали мирских властителей. Подражая образам библейских непреклонных персонажей (Илии, Навуфея и Товии), св. Амвросий считал, что Церковь должна обличать пороки общества. О его бесстрашии перед мирскими владыками и самим императором свидетельствует агиограф Амвросия Павлин-пресвитер (“Житие Амвросия”, 47). Это напоминает нашим Церквам о необходимости свидетельства об истине вплоть до смерти.

Но св. Амвросий указывает и на другой путь — постоянное насыщение общества христианской любовью и истиной. В нынешнем обществе упадка, когда возник опасный вакуум ценностей, в современной Европе, которая глубоко поражена ненавистью, несправедливостью, бедностью и различными формами дискриминации. Церкви Запада и Востока призваны дать совместное свидетельство о даре милосердия и примирения. В проекте документа, разработанного для Экуменической Ассамблеи в Граце (июнь 1997 г.), подчеркивается, что хотя для многих в Европе имя Бога затмилось почти полностью. Церкви должны, невзирая на исторические раны, взглянуть друг на друга с милосердием, и тот же милосердный взгляд должен быть брошен на лишенное ориентации человечество. Если память и традиция обращают нас к прошлому, то эсхатологическое ожидание открывает нам будущее во Господе.

Из издания : Амвросий Медиоланский Две книги о покаянии. в серии Учители неразделенной церкви. М.,1997 Издание Учебно-информационного экуменического центра ап. Павла МГУ.

 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)