CОЧИНЕНИЯ
Мистическое
богословие
Послание
к Тимофею святого Дионисия Ареопагита
Письмо Гаю монаху
Письмо Дорофею диакону
Послание
к Тимофею святого Дионисия Ареопагита
Глава
1
Что такое Божественный Мрак
1.1.
(997А) "О пресущественная, пребожественная и преблагословенная Троица,
христианского богомудрия наставница! Вознеси нас на неведомую, пресветлую
и высочайшую вершину познания Священнотайного писания, где совершенные,
неизменные и подлинные таинства Богословия (997 В) открываются в пресветлом
Мраке тайноводственного безмолвия, в котором при полнейшем отстутсвии
света, при совершенном отсутствии ощущений и видимости наш невосприимчивый
к (духовному) просвещению разум озаряется ярчайшим светом, преисполняясь
пречистым сиянием!"
Да
будут таковы всегда мои молитвы!
И если ты, мой возлюбленный Тимофей, ревностно стремишься приобщиться
к созерцанию мистических видений, то устранись от деятельности и чувств
своих, и разума, и от всего чувственно воспринимаемого, и от всего
умопостигаемого, и от всего сущего, и от всего не-сущего, дабы в меру
своих сил устремиться к сверхъестественному единению с Тем, Кто превосходит
любую сущность и любое ведение, поскольку только будучи свободным
и независимым от всего, только совершенно отказавшись и от себя самого,
и от всего сущего, (1000 А) то есть все отстранив и от всего освободившись,
ты сможешь воспарить к сверхъестественному сиянию Божественного Мрака.
1.2.
Но смотри, как бы не стало известно это кому-нибудь из непосвященных,
под коими я подразумеваю тех, которые настолько прилепились к дольнему
миру, что возомнили, будто кроме естественного не существует никакого
сверхъестественного бытия, наивно полагая этом, что благодаря своим
познаниям они могут уразуметь Того, Кто "соделал мрак покровом Своим".
И если посвященные в Божественные таинства превосходят подобных, то
что можно сказать о тех совершенных безумцах, (1000 В) которые Бога,
то есть запредельную Причину всего сущего, низводят из горнего мира
в дольний, полагая что Он ничем не отличается от множества созданных
ими богопротивных изваяний? А ведь им необходимо было бы знать, что
все законы бытия утверждены именно Им, поскольку Он - Причина всего
сущего, хотя в то же время Он совершенно не причастен сущему, поскольку
превосходит все сущее и сверхсущее; но пусть не думают они, что отрицательные
и положительные суждения о Нем - самой высшей Причине, превосходящей
даже отсутствие бытия - исключают друг друга, поскольку Он превосходит
любое отрицание и любое утверждение.
1.3.
Вот и божественный Варфоломей утверждает, что Богословие многозначно
и - недомыслимо, а Евангелие - величественно, велегласно и в то же
время немногословно, (1000 С) но, как мне кажется, в действительности
этими словами он хотел сказать, что Бог, как благая Причина всего
сущего, велеречив и вместе с тем немногословен и даже бессловесен,
поскольку Он запределен всему сущему и существует вне слов и мышления;
ясно же и истинно открывается Он только тем, кто отвратившись от всего
как чистого, так и нечистого и пройдя все ступени божественных совершенств,
оставляет все божественные звуки, озарения, небесные глаголы и вступает
во Мрак, где, как сказано в Писании, воистину пребывает Тот, Кто запределен
всему сущему. Так, например, божественный Моисей прежде всего получает
повеление не только самому очиститься, но и от неочищенных отдалиться,
и только после всех очищений слышит он громогласные звуки труб (1000
Д) и видит множество огней, блистающих ясным и лучезарным сиянием;
затем оставив и народ свой, и даже избранных священников, достигает
он высочайшей вершины божественного восхождения. Но и после этого
общается он не Лично с Богом и созерцает не Его Самого, поскольку
Он невидим, а только место, где Он пребывает.
По моему мнению это означает, что все самое возвышенное и божественнейшее
из созерцаемого и мыслимого нами является своего рода доказательством
о бытии Того, Кто превосходит все сущее , (1001 А) то есть доказательством,
благодаря которому открывается истина о превосходящем всякое разумение
присутствии Того, Кто пребывает на умопостигаемых высотах божественнейших
селений Своих.
И вот, удалившись от всех, кто видел его и отрешившись от всего видимого,
Моисей вступает в глубину мистического Мрака неведения, в котором
у него прекращается всякая познавательная деятельность, совершенно
исчезает всякое чувственное и зрительное восприятие, и принадлежит
он уже не себе и не чему-либо сущему, но Тому, Кто запределен всему
сущему, и, таким образом, только после того, как упразднив всякое
ведение, Моисей господствующей частью своего разума соединяется с
Тем, Кто недоступен никакому познанию, в совершенном неведении обретает
он сверхразумное ведение.
Глава
2
Каким
образом возможно единение с Причиной всего сущего и как надлежит
воспрославить Ее, превосходящую все сущее
(1025 А) Как горю я желанием достичь этого Мрака, дабы неведением
и невидением узреть и познать Того, Кто превосходит созерцание и познание
даже в невидении и в неведении! Ведь истинное познание, созерцание
и сверхъестественное славословие Сверхъестественного - это именно
неведение и невидение, достигаемое (постепенным) отстранением от всего
сущего, (1025 В) наподобие того, как ваятели, вырубая из целого камня
статую и устраняя все лишнее, что застилало чистоту ее сокровенного
лика, тем самым только выявляют ее утаенную даже от себя самой красоту.
И полагаю, что при славословии Сверхъестественного отрицательные суждения
предпочтительнее положительных, поскольку утверждая что-либо о Нем,
мы тем самым от самых высших свойств Его постепенно нисходим к познанию
самых низших, тогда как отрицая мы восходим от самых низших к познанию
самых изначальных; таким образом, мы отказываемся от всего сущего
ради полного ведения того неведения, которое сокрыто во всем сущем
от всех, кто хотел бы познать его, и ради созерцания того сверхъестественного
Мрака, который сокрыт во всем сущем от тех, кто хотел бы узреть его.
Глава
3
В чем
суть катафатического и апофатического методов в богословии
(1032 Д) Итак, в "Богословских очерках", используя преимущественно
катафатический метод богословствования, (1033 А) я разъяснил, почему
благая сущность Божества почитается то единой, то тройственной; что
означает отцовство и сыновство; как объясняет богословие (исхождение)
Духа Святого; каким образом из недр невещественного и нераздельного
Блага произошли светообразные (разумные) существа, которые творческой
мощью совечных в Своем единстве (Божественных Ипостасей) пребывают
неизменными как по отношению к Благости, так и по отношению к самим
себе и друг ко другу; каким образом преестественный Иисус всецело
приобщился человеческому естеству, и еще многие истины, о которых
говорится в Писании, изъяснил я в "Богословских очерках".
В сочинении "О Божественых именах" разъяснил я, почему Бог именуется
Благим, Сущим, Жизнью, Премудростью, Могуществом и еще многими умопостигаемыми
именами.
А в "Символическом богословии" я объяснил, почему к Богу в Писании
прилагаются наименования явлений чувственно воспринимаемой действительности,
(1033 В) а именно: что означают священные изображения Божественного
тела, членов и органов; что такое Божественные селения и небеса; что
означают Божественные гнев, скорбь и ненависть, опьянение и похмелье,
клятвы и проклятия, сон и бодрствование и еще многие священные образы
символического описания Божества.
И, полагаю, ты обратил внимание, что в последнем сочинении я гораздо
более многословен, нежели в первом; в самом деле, "Богословским очеркам"
и исследованию о Божественных именах надлежало быть менее пространными
по сравнению с "Символическим богословием", поскольку чем выше возношусь
я мыслью к созерцанию умопостигаемого, тем уже становится горизонт
моего (духовного) видения; подобно этому и теперь, погружаясь в сверхмыслимый
Мрак (Божественного безмолвия), я не просто немногословие, но полнейшую
бессловесность и безмыслие обретаю.
(1033 С) В "Символическом богословии" по мере нисхождения от горнего
мира к дольнему и речь моя, соответственно, становилась все более
многословной; теперь же, по мере восхождения от дольнего мира к запредельным
вершинам, речь моя становится немногословной, дабы по достижении конца
пути обрести полнейшую бессловесность, всецело растворившись в (Божественном)
безмолвии.
Но почему же, наконец спросишь ты, положительные суждения о Божественном
начинаем мы с самого высшего утверждения, тогда как отрицательные
- с самых низших?
Так вот, утверждая что-либо о Том, Кто превосходит любое утверждение,
в своих суждениях о Нем нам следует исходить из того, что наиболее
присуще Ему по природе, а в отрицательных суждениях о Том, Кто превосходит
любое отрицание, следует начинать с отрицания того, что наиболее отличается
от Него по природе. В самом деле, ведь не в меньшей же степени является
Он жизнью или благостью нежели воздух или камень? И не более ли трезв
Он и беззлобен, чем мы можем сказать или помыслить об этом?
Глава
4
О том,
что вследствие Своей запредельности Бог как Причина чувственно воспринимаемого
бытия не является чем-либо чувственно воспринимаемым
(1040 Д) Итак, я утверждаю, что Бог как Причина всего сущего запределен
всему сущему; не будучи ни бессущностным, ни безжизненным, ни бессловесным,
ни безрассудным, Он, тем не менее, не есть что-либо телесное, поскольку
форма, образ, качество, количество и объем у Него отсутствуют и Он
не пребывает в каком-либо определенном месте; у Него отстутсвуют как
чувственное, так и зрительное восприятие, ибо Он не только ничего
не воспринимает, но и не есть что-либо из чувственно воспринимаемого;
Он не подвержен болезням и свободен от смятений и волнений, являющихся
следствием возбуждения чувственных страстей, однако Он не бессилен,
не испытывает недостатка в свете и Ему не присущи непостоянство, изменение,
искажение, разделение, оскудение, и, обобщая: ничто из чувственно
воспринимаемого Ему не присуще и Он не есть что-либо чувственно воспринимаемое.
Глава
5
О том,
что вследствие Своей запредельности Бог как Причина умопостигаемого
бытия не является чем-либо умопостигаемым
(1045 Д) Обращаясь к той же теме, (дерзаю) утверждать следующее: Бог
- это не душа и не ум, а поскольку сознание, мысль воображение и представление
у Него отсутствуют, то Он и не разум, и не мышление и ни уразуметь,
ни определить Его - невозможно; Он ни число, ни мера, ни великое что-либо,
ни малое, (1048 А) ни равенство, ни неравенство, ни подобие, ни неподобие;
Он ни покоится, ни движется, ни дарует успокоение; не обладает могуществом
и не является могуществом, ни светом; не обладает бытием и не является
ни бытием ни сущностью, ни вечностью, ни веременем, и объять Его мыслью
- невозможно; Он ни знание, ни истина, ни царство, ни премудрость,
ни единое, ни единство, ни божество, ни благость, ни дух - в том смысле
как мы его представляем, ни сыновство, ни отцовство, ни вообще что-либо
из того, что нами или другими (разумными) существами может быть познано.
Он не есть ни что-либо не-сущее, ни что-либо сущее, и ни сущее не
может познать Его в Его небытии, ни Он не познает сущее в бытии сущего,
поскольку для Него не существует ни слов, ни наименований, ни знаний;
Он ни тьма, ни свет, ни заблуждение, ни истина; (1048 В) по отношению
к Нему совершенно невозможны ни положительные, ни отрицательные суждения,
и когда мы что-либо отрицаем или утверждаем о Нем по аналогии с тем,
что Им создано, мы, собственно, ничего не опровергаем и не определяем,
поскольку совершенство единственной Причины всего сущего превосходит
любое утверждение и любое отрицание, и, обобщая: превосходство над
всей совокупностью сущего Того, Кто запределен всему сущему, - беспредельно.
Письмо
Гаю монаху
(1065 А) Мрак исчезает при свете, а тем более при ярком свете; незнание
изгоняется познаниями, а тем более большими познаниями. Понимая эти
слова в самом прямом, а не в переносном смысле, убежденно утверждай,
что стремящимся к познанию света и сущего недоступно неведение Бога;
что этот запредельный Мрак Его скрывается при любом свете и затмевает
любое познание. И если кто-либо, увидев Бога, понял то, что он видел,
- не Его он видел, а что-либо сущее и познаваемое; Бог же в Своем
сверхъестественом бытии превосходит ум и сущее, и потому вообще не
есть ни что-либо познаваемое, ни что-либо существующее, а существует
сверхъестественно и сверхразумно познается. И в заключение: (1065
В) полное неведение и есть познание Того, Кто превосходит все познаваемое.
Письмо
Дорофею диакону
(1073 А) Божественный Мрак - это тот неприступный Свет, в котором,
как сказано в Писании, пребывает Бог. А поскольку невидим и неприступен
он по причине своего необыкновенно яркого сверхъестественного сияния,
достичь его может только тот, кто удостоившись боговедения и боговидения,
погружается во Мрак, воистину превосходящий ведения и видение, и,
познав неведением и невидением, что Бог запределен всему чувственно
воспринимаемому и умопостигаемому бытию, восклицает вместе с пророком:
"Дивно для меня ведение Твое, не могу постигнуть его". Точно так же
и божественный Павел, о котром в Писании сказано, что он познал Бога,
(1073 В) постиг, что мышление и ведение Его превосходит все сущее,
(1076 А) вот почему он и говорит, что пути Его - неисповедимы, суждения
- непостижимы, дары - неизреченны, а мир Его - превосходит всякое
разумение; таким образом, познав Того, Кто превосходит все сущее,
превосходящим мышление разумением он постиг, что Бог, как Причина
всего сущего, запределен всему сущему.
Перевод о. Леонида Лутковского