Dionysius the Areopagite
Дионисий Ареопагит
Corpus Areopagiticum

 

ИССЛЕДОВАНИЯ - КОММЕНТАРИИ - ССЫЛКИ

Прот. Иоанн Мейендорф

Богословское учение Псевдо-Дионисия

Преследуя в основном апологетические цели, псевдо-Дионисий добивался созвучия между своими богословскими взглядами и неоплатонической идеологией философов своего времени. В этом и кроется причина его необычайной популярности.  Псевдо- Дионисий выполнял основную задачу богословия, которая состоит в обьяснении Св. Писания в категориях и терминах, доступных и привычных современному миру.  Как и любого богослова, на этом пути Дионисия подстерегали две опасности: исказить суть учения в угоду вкусам и запросам своих современников или же совершенно забыть о своей аудитории и "заняться повторением излюбленных цитат".

Учение о богопознании.

В своем  учении  о  богопознании  псевдо-Дионисий обходит обе эти крайности. Проповедуя неоплатоническую доктрину божественной трансцендентности, он в то же время верно следует каппадокийцам, оберегая сущность христианского Откровения.  Согласно его учению, Бог непознаваем и непостижим, но не только в силу "падшести" мироздания,  а по той простой причене, что творение есть творение, а Бог есть Бог - непостижимый в своем бытии "по собственному своему началу или свойству".  Между Богом и тварью - непреодолимая для твари пропасть. Если бы трансцендентность Бога была следствием падения твари,  то непосредственным результатом Искупления была бы возможность познания Бога в Его сущности. Такой подход  несовместим  с  христианским  взглядом на богопознание,  и именно этот момент представлял наибольшую трудность в преодолении  неоплатонизма христианством.  В  неоплатонизме не существовало места для понимания Бога как Творца,  сотворившего свободный мир,  который  и  в падшем состоянии сохраняет свободу по отношению к своему Творцу.  Особенность божественного Откровения как раз и заключается в утверждении, что -  по выражению Г.  Флоровского - "Бог,  будучи все и вся,  творит нечто, что не есть Он".  В этом же кроется и тайна свободы -  понятия, незнакомого платоникам,  для  которых  время  замкнуто в повторяющихся кругооборотах, уничтожающих всякий смысл человеческой свободы и  истории.

Заслуга автора "Ареопагитик" заключается в том, что он раз и навсегда вышел за рамки платонических воззрений. В его системе богопознания путь к Богу состоит из двух ступеней - очищения  или  катарсиса  и "выхода из себя" или экстаза.  За очищением, достаточным для неоплатоников, следует вторая ступень: она заключается в парадоксе "выхода из себя" для встречи с Богом, знание которого "превыше ума". Идея экстаза связана с уже знакомой идеей любви,  эроса, с которой мы встречались в учениях Оригена и св. Григория Нисского, видевших в библейских изображениях эротической любви аллегории стремления души к Богу. Эрос невозможно держать при себе, он всегда вырывается наружу и направлен на кого-то другого.  Так же и душа,  вдохновленная любовью к Богу, "выходит из себя"  и устремляется к недостижимому обьекту своего желания - движение, представляемое Дионисием как постоянное и бесконечное приближение к Богу, бытие которого неисчерпаемо.

Космология.

Космологическая система псевдо-Дионисия,  изложенная в  книге  "О небесной иерархии",  далеко не столь же убедительна и сильна философски, однако она тем не менее оказала большое влияние на развитие  христианской мысли.  Учение Дионисия о миропорядке непосредственно связано с его литургической мистикой, отраженной в церковной иерархии, взгляды на которую  изложены  в книге "О церковной иерархии".  Обе эти книги о "иерархиях" отражают так называемое  "александрийское  мировоззрение", согласно которому весь мир организован по принципу иерархической лестницы. Автором, по-видимому, двигало стремление каким-то образом заполнить разрыв  между абсолютным Богом и относительным творением,  сделав тем самым свою космологию приемлемой для неоплатоников, и в то же время сохранить  в неприкосновенности христианскую идею трансцендентности Бога. Недостатком такого  мировоззрения  была  очевидная  иллюзорность всех промежуточных ступеней : по сути дела это была все та же эллинистическая космология , выряженная в христианское платье.

Цель небесной иерархии,  согласно Дионисию, заключается в возможности уподобления творения Богу,  своего рода "богоподражании".  Употребляемое им греческое слово иерархия предполагает движение, некое динамическое устремление творения по направлению к  Богу.  Классифицируя чины иерархии, он пользуется модным среди неоплатоников троичным принципом:  греческая мысль,  не проводящая различия между онтологией  и эстетикой, любила  повсюду  видеть триады.  Дионисиевы ангельские чины были организованы в три триады. На верху лестницы, как бы в преддверии Божества, находятся херувимы, серафимы и престолы - это первая триада. На второй ступени стоят господства,  силы и власти, на третьей - начала, архангелы  и  ангелы.  Чинам каждой иерархической ступени доступ к Богу открыт только через чины более высокой ступени,  и таким  образом небесный и  земной миры как бы смыкаются.  Каждая триада передает вниз некий аспект Божества, не уменьшая при этом Источника.

Упоминания об ангельских чинах встречаются в книге пророка Даниила и в других ветхоозаветных книгах,  о них говорит также и св. Григорий Назианзен,  однако  лишь  псевдо-Дионисий  классифицировал  их  со свойственной одному ему точностью. Для христианской традиции эта классификация представляет большое неудобство, ибо ветхозаветная ангелология сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Так, например, серафим в  книге  пророка  Исайи является непосредственным посланником Бога. Церковь чтит архангела Михаила как главу небесного воинства (в послании Иуды он  сражается с Сатаной),  и в некоторых апокрифических сочинениях он едва ли не приравнен к Богу,  однако в системе  Дионисия архангельский чин - один из низших в небесной иерархии.  В общем можно сказать, что Дионисиева классификация небесных  сил  не  соответствует библейскому откровению о них,  и его триады приходится признать вымышленной конструкцией.

В качестве примечания стоит заметить,  что есть основания предпо- лагать, что протоктисты ("сотворенные в начале"),  еретики,  по поводу которых св.  Савва  ездил жаловаться в Константинополь,  были каким-то образом связаны с псевдо-Дионисием.  В его представлении, действительно, иерархия сил тварного мира была "сотворена от начала",  а не является следствием грехопадения,  как утверждали враждовавшие с ними ори-
генисты- исохристы.

Поразительно, что в устройстве системы псевдо- Дионисия нет места вере в  Богосоплощение :  даже имя Христа почти что не упоминается.  В связи с этим факт усвоения его учения Церковью можно отнести к области довольно удивительных явлений истории.  Разумеется, оно было принято в общее соборное русло Предания с необходимыми поправками. Так, св. Григорий Палама  принимает классификацию Дионисия,  но с той лишь оговоркой, что Воплощение нарушило первоначальный порядок : в нарушение всех иерархических рангов Бог послал архангела Гавриила,  то есть одного из низших ангелов, обьявить деве Марии благую весть о Воплощении. Отражая ту же идею, песнопения праздников Вознесения и Успения Богородицы провозглашают удивление ангелов ("ангелы дивляхуся") тому, что человеческая природа  в  лице  Христа и Богоматери "восходит от земли на небо", вполне независимо от ангельской иерархии.

Учение о Церкви.

Небесной иерархии, согласно Дионисию, соответствует церковная иерархия - продолжение и отражение небесной.  В этом случае  мысль  псевдо-Дионисия явно  следует  платоновскому  параллеизму между духовным и материальным мирами.Церковной  иерархии  предшествовала  ветхозаветная "иерархия от  закона",  в  которой  в  осязаемых типах и символах были представлены реалии церковной иерархии.  Структура Церкви представляет собой "более совершенное посвящение",  называемое "наша иерархия", которая является

в одно и то же время и небесной, и законной, находясь между ними, участвует в обеих,  разделяя с небесной иерархией умственное  созерцание, а  с законной - пользование различного рода чувственными символами, посредством которых она... священным образом возвышается в направлении божественного.
("Небесная иерархия", 5, 2 )
И здесь Дионисий обнаруживает триады. Три иерархии на трех разных уровнях ведут к созерцанию Бога:  ветхозаветная  иерархия  на  уровне символов; промежуточная,  новозаветная, иерархия отчасти на уровне созерцания, но не вполне отказавшись от символов;  и, наконец, "наша иерархия", церковная - высшая ступень созерцания, примыкающая к миру небесных сил, причастная "ангельскому блеску".

Очевидно, что в данном случае мысль Дионисия носит произвольный и неясный характер.  Более того,  его теория совершенно игнорирует Боговоплощение. К сожалению, несмотря на свою искусственность, его система оказала огромное влияние на экклесиологию не только того времени, но и последующих веков, по-новому определив все отношения между Богом и человеком. Эти отношения были втиснуты Дионисием в  рамки  иерархической структуры и полностью детерминированы системой посредников:

Если кто произносит слово "иерарх", он говорит об обоженном и божественном человеке,  овладевшим всем священным знанием, в котором вся подчиненная ему иерархия обладает наилучшим средством  совершенствования и самовыражения.
("О небесной иерархии", 1, 3)
Богоподобный иерарх,  целиком и полностью участвующий в  иерархической власти,  не только не довольствуется получением посредством божественного просвещения истинного значения всех ритуальных слов и  иерархических таинств,  но,  более того,  именно он передает их другим в соответствии с их иерархическим статусом,  и именно он, будучи наделен вершиной божественного  ведения и наивысшей властью духовного вознесения, производит наисвятейшие посвящения в иерархические чины.
( "О церковной иерархии", 5, 7)
Епископство, таким образом,  изображается не как элемент внутренней структуры  в церковной общине,  а как состояние личности.Вообще не вполне ясно,  кто такой этот "богоподобный иерарх",  кого и во что  он посвящает. Иерарх псевдо-Дионисия (и слово это он употребляет не только для обозначения епископа, но и великих личностей древности : Мелхиседека, Моисея,  Захария  и  даже серафима из видения пророка Исайи) в отличие от епископа св.  Игнатия Богоносца (Антиохийского) не предстательствует над церковной общиной,  как ее глава, а занят передачей таинственного знания и просвещения вниз по иерархической лестнице.  Само слово "посвящение"  в употреблении Дионисия несет в себе сильный привкус гностицизма.

Евхаристия у него имеет лишь символический и нравственный смысл:

Самый факт божественного распределения от одного хлеба и из одной чаши, получаемых мирно и сообща, учит их,  вкушающих одну и ту же пищу, обьединиться нравственно и жить совершенно в Боге.
("О церковной иерархии", 3, 3)
Евхаристия в таком понимании не является средством  приобщения  к Богу - она лишь тень того важного, настоящего,  того,  что Ареопагит называет иерархией и что,  по его мнению, прежде всего выражает всеобщую склонность твари - стремиться к своему Творцу:
Иерархия представляет собой священный порядок,  науку,  ведущую к возможно большему уподоблению божественному и, по мере даруемого Богом просвещения , в соответствии со своими силами, возвышающую в направлении подражания Богу.
( "О небесной иерархии", 3, 1)
Интересно, что в фактическом описании церковной иерархии Дионисий различает лищь две триады,  а не три, как естественно было бы ожидать на основании  принципа  соотношения  между небесным и земным порядком. Первая триада - священные чины - включает вархиереев,священников,  дьяконов. Следует заметить,  что  Дионисий никогда не употребляет слово "епископ", а вместо него вводит термин "иерарх" -  переиначенный  библейский термин "архиерей",  то есть первосвященник.  Во второй триаде, триаде мирских чинов,  Ареопагит различает монахов, обыкновенных людей и нуждающихся в очищении - оглашенных, кающихся и одержимых. Очевидно, что церковная иерархия псевдо-Дионисия так же,  как его  классификация небесных чинов, носит крайне произвольный характер. Он нигде не обьясняет, почему трем ангельским чинам соответствует лишь  два  земных,  и вообще вся его классификация - не более чем игра ума. Подобным образом можно построить любую систему,  чем и занимались поколения  богословов после Дионисия: толкование его учения сделалось как бы особой дисциплиной богословия. В XI веке монах Студийского монастыря Никита Стифат, решив, что  в  церковной  иерархии не хватает одной триады,  добавил к системе еще один высший чин - патриархов, митрополитов и архиепископов - еще одно доказательство номинальности всей системы.

Псевдо-Дионисий оказал огромное влияние на литургическое богословие и  богословие  таинств,  и влияние это прослеживается в мельчайших деталях богослужения и устройства Церкви.  Так, в его обьяснении евхаритии благодать и божественное присутствие описываются как своего рода божественные энергии, струящиеся через отдельных людей. Такое толкование в  конце  концов  привело к тому,  что византийцы стали видеть в некоторых церковных обрядах как бы заслон, защиту от чрезмерной благодати, которая без посредников была бы всепоглощающей и невыносимой для простых смертных. Чтобы оградить мирян от чересчур мощного потока благодати, закрываются царские врата во время анафоры. Иконостас с открывающимися и закрывающимися дверями контролирует "дозировку" благодати, которую ни  в  коем случае нельзя получить вся сразу,  "в один прием". Несомненно, такого рода понимание,  которое мы обнаруживаем у того  же Никиты Стифата  и  у многих других византийских богословов,  связано с заимствованной у неоплатоников идеей эзотерического посвящения,  с одной стороны, и с придворным церемониалом - с другой.

К счастью,  несмотря на то, что влияние Дионисия глубоко вросло в церковное сознание,  Церковь никогда не поддалась ему до конца, сохранив в неприкосновенности евхаристические молитвы и понятие о сакраментальной роли священнослужителей.

История интерпретации учения псевдо-Дионисия Ареопагита  развивалась в двух направлениях,  связанных с наличием в нем двух разных способов общения с Богом :  первый способ - богословие- общение на уровне отдельной личности, непосредственное и мистическое; второй - теургия - деятельность иерархии и  многочисленных  посредников.  Соответственно, учение Ареопагита толковалось,  во-первых, в направлении харизматического руководства,  а во-вторых - в легалистических категориях западной экклесиологии, приведших  в схоластический и постсхоластический период к крайним формам клерикализма.

Учение о Христе.

Христология псевдо-Дионисия также чрезвычайно туманна. Он избегает говорить о Воплощении, о событиях жизни Спасителя. Христос Дионисия - не Спаситель,  а высшее откровение божественной природы,  Инициатор. Учитель, подобно оригеновскому наставляющий падшие интеллекты на  путь возвращения к  Творцу.  Иисус  для него"богоначальнейший дух,  начало, сущность и богоначальнейшая сила всей иерархии,  всей святости и  всех божественных действ" ("О небесной иерархии",  1, 1). Описание Боговоплощения изобилует превосходными степенями:

Сам Иисус,  сверхсущая причина сверхнебесных сущностей,  сошедший на наш уровень,  не утратив Своего бессмертия,  не уклоняется от прекрасного порядка,  учрежденного  и  избранного  Им  ради  человеческого удобства, но послушно подчиняется планам Бога, Отца Своего, сообщенным Ему ангелами.
("О небесной иерархии", 4, 4)
Иными словами,  Воплощение у Ареопагита представляет  собой  лишь функцию иерархической структуры: приход Христа позволил спроецировать неподвижный, раз навсегда установленный небесный порядок на наш  тварный мир.

Несмотря на очевидную нечеткость христологических воззрений  Дионисия, он - как мы говорили раньше - сумел выразить подлинно христианский подход к богопознанию, преобразив изнутри неоплатоническую терминологию. В  этом состоит его основная заслуга как богослова и апологета. Однако его учение об иерархиях, зачастую слишком буквально воспринимавшееся его современниками и комментаторами, скорее запутало, нежели прояснило византийские представления о Церкви и таинствах.

Печатается по изданию: Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в светоотеческое богословие. - Вильнюс-Москва, "Весть", 1992. С. 289-292.

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)