Bernard of Chartres
Бернард Шартский
(ум. до 1130)

 

ИССЛЕДОВАНИЯ - КОММЕНТАРИИ - ССЫЛКИ


Шартская школа

Шартская школа - школа средневеково схоластической философии при Шартском соборе, виднейший центр "французского возрождения" 12 в. Основанная в 990 ученым епископом Фульбером по прозвищу "Сократ" (ум. 1028), чьим учителем и покровителем был философ и математик Герберт из Орийака (ок. 945 - 1003; с 999 - папа Сильвестр II), школа с самого начала получила гуманитарное и энциклопедическое направление. Через Фульбера, знатока права, математики, логики, медицины, она приобрела переводы логич. соч. Аристотеля, греч. и араб. соч. по математике, естествознанию. Шартская школа начинает соперничать с Парижем в последние годы епископства Ива Шартского (1090 - 1116). Искусством преподавания прославился Бернард Шартский (ум. до 1130), магистр школы в 114-26 и ее канцлер в 1119-24; отстаивал абсолютный примат нравственности над ученостью ("без этики нет философа"; философия его сохранилась только по упоминаниям в "Металогике" Иоанна Солсберийского. Учениками Бернарда были Гильом из Конша (1080-1154, деятель Шартской школы с 1120), учитель Иоанна Солсберийского, и Жильбер Порретанский (1076 - 1154, магистр и канцлер в 1124-37, с 1141 преподавал в Париже). В 1115-50 в школе учил, с 1141 был канцлером Тьерри (Теодорик) Шартский, с которым связан расцвет Шартской школы.

Если главные парижские школы оставались оплотом логики, а сен-викторская школа - центром догматического мистицизма, то Шартская школа явилась центром метафизического, космологического и естественно-научного "платонизма", точнее говоря - синтеза Платона (известного по "Тимею" и комм. к нему Халкидия) и Аристотеля (известного по "Физике", "О душе", почти всем логическим трактатам). Духовным "патроном" школы был Боэций, предметом подражания служил Марциан Капелла, почитался Иоанн Скот Эриугена и его перевод соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита. Шартская школа, допускавшая игру поэтического образа и философского построения, интегрировала христианские и внехристианские античные, арабские, "еретические" источники. Трактат Аделарда из Бата "О тождественном и различном" (1108-09) как бы задал тон платоническим настроениям Шартской школы. Утверждался союз мудрости и красноречия, в образцевом тексте видели "образ всех искусств", цветущее поле "грамматики (т.е. языка) и поэзии", пронизанное "золотыми стрелами логики", украшенное "серебром риторики". В свою очередь, в синтезе искусств видели модель космоса, а в космосе, по "Тимею", - цель, просвеченное гармонией (а потому поддающееся научному исследованию), одухотворенное и осмысленное существо, тело "мировой души". Как природа прячет свою суть в одеждах чувств, мира, так смысл таится в аллегориях, символах и образах (теория "облачений" - involucra или integumenta). От каждого слова Платона или Боэция заранее ждали таинственной глубины. Но вкус к символу, "фабуле" удивался с рационализмом, логикой и даже "геометричностью" развертывавших смысл толкований; "платонизм" восполнялся аристотелевской позитивностью не только в проблеме универсалий, решенной в плане "реалистического номинализма" (идеи реальны в уме Бога, где они нераздельно слиты с этим умом и с Богом), но и во всем философском стиле.

Комментарий - основная форма творчества философов Шартской школы; "цветом философией" считается "Тимей", комментировались главным образом "О Троице" и др. сочинения Боэция. Тьерри, получивший прозвище "осел" за выносливость в ученой работе, первым в Европе прокомментировал "Топику" и "Софистические опровержения" Аристотеля. "Философия мира" (или "Сноп философских колосьев") Гильома из Конша написана по типу компиляций Исидора и Беды; Гильом полагает в основе мировой природы неощутимые, "понимаемые лишь через дробление разумом", т.е. умопостигаемые атомы, однако не со-вечные богу. Жильбер Порретанский допустил в своих комментариях больше авторской "независимости", часто обходясь без ссылок на авторитеты. Духовную связь с Шартской школой обнаруживает Бернар из тура (Бернард Сильвестр, ум. ок. 1167) в поэтико-философском трактате "О совокупности мира" ("Космография", между 1143 и 1148), посвященном Тьерри; эта аллегорическая драма в прозе и стихах в плотную подводит к универсализму и возвеличению человека у Алана Лилльского и к поэтическому платонизма "Романа о розе". Отмечено воздействие Шартской школе на естествезнание 13 в., но еще более важной представляется недавно установленная зависимость Николая Кузанского от Шартской школы (так, идея Бога как максимума и одновременно минимума принадлежит Тьерри) и ее подспудное влияние на философию раннего Возрождения, особенно Северного.

Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. C. 778.

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)