Boethius
Боэций
(480-525 гг.)

 

ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций родился в конце V века от Р.Х. Точная дата его рождения неизвестна, однако обычно ее относят к 480 году. Философ происходил из знатного римского рода Анициев, пользовавшимся в то время немалым влиянием: отец Бозция, Флавий Манлий, был консулом и префектом Рима. После его смерти, последовавшей в 482 году, Боэция принял в свою семью знатный патриций Аврелий Меммий Симмах, в доме которого будущий философ и получил образование.

В десятых-двадцатых годах шестого века происходит взлет карьеры Боэция как государственного деятеля. В 510 году он становится консулом, а в 522 году философ занимает должность "магистра всех служб" - высший административный пост в королевстве остготов, возникшем в 493 году на руинах Западной Римской Империи. Однако Боэций недолго находился при дворе остготского короля Теодориха: в 523 году он был обвинен в антигосударственной деятельности, заключен в тюрьму, а затем казнен. Точная дата казни философа не определена. По разным сведениям она совершилась в 524 или 526 году.

Уже в раннем Средневековье в Павии возникло почитание Боэция как святого и мученика. Официально Боэций был канонизирован 15 декабря 1883 года указом папы Льва XIII.

Философское наследие Боэция велико и разнообразно: до нас дошли его работы по музыке, арифметике, логике, риторике, корпус теологических сочинений (т.н. Opuscula sacra) и "золотая книга средневековья" - трактат "Утешение философией".

Трактаты Боэция по музыке и арифметике, единственные сохранившиеся трактаты из цикла сочинений, посвященных наукам "тривиума", представляют собой почти дословные переводы на латинский язык отдельных мест из сочинений греческих авторов с редкими пояснениями самого Боэция (сохранились отрывки из трактата De geometria, приписываемого Боэцию, но по поводу подлинности этих отрывков имеются значительные сомнения). Это не самостоятельные работы, но скорее научно-популярная латинская адаптация греческих текстов, предназначенная для широкой публики.

Логические сочинения Боэция достаточно многочисленны. Философ комментировал и переводил Аристотеля, Порфирия, Цицерона, написал несколько монографий, в частности, трактаты, посвященные категорическим и гипотетическим силлогизмам. Большинство из этих работ комментировались и изучались в течение всех Средних веков, так что как логик Боэций считался равным Аристотелю. Одна из основных проблем средневековой философии - проблема универсалий - пришла в Средние Века именно благодаря Боэцию, его Комментариям к Порфирию.

Теологические сочинения Боэция, т.н. "Opuscula sacra", хотя и затрагивают, преимущественно, теологическую проблематику, имеют, тем не менее, ярко выраженный философский и логический характер, что, впрочем, обычно для средневекового философствования. В трактате "Против Евтихия и Нестория" Боэций дает свое знаменитое определение личности, здесь же мы находим совершенно новую онтологию, кардинально отличную от онтологии Аристотеля и других античных авторов. Интерес к теологическим сочинениям Боэция в Средние Века был очень высок. Среди комментаторов его работ были Гильберт Порретанский и св. Фома Аквинский.

Самым знаменитым произведением Боэция является "Утешение философией", книга, написанная им в тюрьме в ожидании казни. "Утешение философией" обладает чрезвычайным жанровым разнообразием, кроме того, прозаические части в ней перемежаются с поэтическими. В книге ни разу не упоминается имя Христа, зато многократно цитируются авторы-язычники, что послужило причиной спора о том, был Боэций на самом деле христианином или нет, каковой спор продолжается и по сей день. Некоторые из исследователей полагают даже, что перед смертью Боэций отрекся от христианства, но данная точка зрения кажется в высшей степени сомнительной. Точно так же неверно, как представляется, связывать определенные элементы учения Боэция, а именно, провиденциализм, концепцию свободы воли, трансцендентности Бога миру и др., исключительно с влиянием языческих авторов, прежде всего неоплатоников, учитывая, что в трактате "О Троице" философ прямо называет своим учителем св. Августина.

В "Утешении" затрагиваются многие метафизические и этические проблемы, как то: природа Бога, предопределение и судьба, свобода воли и происхождение вселенной. В Средние века "Утешение" было едва ли не самым известным и популярным философским произведением. Его читали государственные деятели, поэты, теологи и философы. Книга была переведена на староанглийский и старонемецкий языки. Влияние "Утешения" можно проследить у Чесера, Данте, в англо-норманской и провансальской поэзии.

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)