Gilbertus Porretanus (Gilbertus Porreta)
Гильберт Порретанский (Жильбер де ла Порре, Гильберт Пуатевинский, Гильберт Поррета)
(1085/90 - 1154 гг.)

 

ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ

Гильберт Порретанский[1] (1085/90 - 1154) - одна из самых влиятельных фигур на теолого-философском поприще ХП в.- в нашей стране даже философам-медиевистам известен лишь по историко-философской или учебной литературе. На русском языке не было даже фрагмента его трактатов. Между тем это - знаменитый современник Петра Абеляра, Гильома из Шампо, Бернарда Клервоского, ученик Бернарда Шартрского и Ральфа и Ансельма Ланских[2]. В Шартре он не только учился в знаменитой школе, но и долгое время (1126 - 1137) был канцлером. С 1141 по 1147 г. Гильберт - магистр в Париже, с 1142 г. до кончины - епископ Пуатье. Он был участником собора в Сансе (1140) в качестве оппонента Абеляра в диалектических диспутах, однако весьма уважавший его Абеляр, проходя мимо, предостерег его стихами Горация: ⌠Дело дошло до тебя, если дом загорелся соседний■. И действительно обличитель Абеляра Бернард Клервоский на Парижском соборе1147 г. выдвинул обвинения в ереси уже против Гильберта за различение идей Бога (Deus) и Божественности (Deitas), которое вело, по его мнению, к четырехипостасности Бога, задевая один из основных христианских догматов - о Троице. Однако диспут проходил иначе, чем во время слушания "дела" Абеляра, то есть гораздо корректнее: не были затронуты ни церковное положение Гильберта, ни его самолюбие.

Как и прочие магистры своего времени, Гильберт полагал себя комментатором, занимаясь истолкованием авторитетных текстов. Б.Гейер[3] перечислил труды, связанные с именем Гильберта, из которых, по мнению современных исследователей, достоверно принадлежат Гильберту только три: Комментарии к Теологическим трактатам (Opuscula sacra) Боэция, Комментарии к Псалмам и Комментарии к Посланиям ап. Павла.

Разрабатывая способы рациональной аргументации: направленной на прояснение основных догматических вопросов, Гильберт способствовал, подобно своим современникам Гильому из Шампо и Петру Абеляру, становлению теологии как особой рациональной дисциплины.

Комментарии Гильберта (к "Категориям", "Об истолковании", "Аналитике" Аристотеля, "Комментарии к Категориям Аристотеля" Порфирия или Боэция) были настольными книгами по логике ХП в., которые в ХШ в. и вплоть до эпохи Возрождения входили в университетские учебные планы. Он избегал чистой информативности, сопоставляя логико-технические приемы, вводя и объясняя новые термины и позиции.

С.С. Неретина



[1] Или Жильбер де ла Порре, Гильберт Пуатевинский, Гильберт Поррета (последнее, вероятно, наиболее точно). См.: Pelster F. Gilbert de la Porree, Gilbertus Porretanus oder Gilbertus Porreta. - Scholastik XIX - XXIV (1949). S.401 - 403.

[2] Того самого Ансельма, которому дал уничтожающую характеристику Абеляр в ⌠Истории моих бедствий■ (М., 1959. С.16 - 17), характеристику, возможно, несправедливую, ибо Ланская школа моральной философии разрабатывала впервые понятия греха, интенции и др. этические категории, в ней учились почти все известные теологи-философы ХП в. Характеристика Абеляра (⌠проклятая Господом смоковница■, ⌠старый дуб■) свидетельствовала, однако, о смене ориентиров и в области философии, и в области теологии. См. об этом мою книгу ⌠Концептуализм Абеляра■ (М., 1996).

[3] Ueberwegs F. Grundriss der Geschichte der Philosophie. B.II. Hrsgb. von B.Geyer. Basel/Stuttgart, 1967. S.229.

Перевод фрагмента трактата Гильберта Порртанского "Комментарий на книгу Боэция "О двух природах и одной персоне Христа" осуществленпо изданиям: The Commentaries on Boethius by Gilbert of Poitiers. Ed. N.M.Häring. Toronto, 1966; Gilberti Porretae Commentaria in librum de duabus naturis et una persona Christi. - Patrologia cursus completus... series latina...acc.J.-P.Migne (MPL). T.64. Col. 1360 - 1368. Курсивом выделены цитаты из трактата Боэция "Против Евтихия и Нестория".

 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)