|
|
|||
ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ Гильберт
Порретанский[1]
(1085/90 - 1154) - одна из самых влиятельных фигур на теолого-философском
поприще ХП в.═ - в нашей
стране даже философам-медиевистам известен лишь по историко-философской
или учебной литературе. На русском языке не было даже фрагмента его
трактатов. Между тем это - знаменитый современник Петра Абеляра, Гильома
из Шампо, Бернарда Клервоского, ученик Бернарда Шартрского и Ральфа
и Ансельма Ланских[2].
В Шартре он не только учился в знаменитой школе, но и долгое время
(1126 - 1137) был канцлером. С 1141 по 1147 г. Гильберт - магистр
в Париже, с 1142 г. до кончины - епископ Пуатье. Он был участником
собора в Сансе (1140) в качестве оппонента Абеляра в диалектических
диспутах, однако весьма уважавший его Абеляр, проходя мимо, предостерег
его стихами Горация: ⌠Дело дошло до тебя, если дом загорелся
соседний■. И действительно обличитель Абеляра Бернард Клервоский
на Парижском соборе═ 1147
г. выдвинул обвинения в ереси уже против Гильберта за различение идей
Бога (Deus) и Божественности (Deitas), которое вело, по его мнению,
к четырехипостасности Бога, задевая один из основных христианских
догматов - о Троице. Однако диспут проходил иначе, чем во время слушания
"дела" Абеляра, то есть гораздо корректнее: не были затронуты ни церковное
положение Гильберта, ни его самолюбие. Как и прочие магистры своего времени, Гильберт
полагал себя комментатором, занимаясь истолкованием авторитетных текстов.
Б.Гейер[3]
перечислил труды, связанные с именем Гильберта, из которых, по мнению
современных исследователей, достоверно принадлежат Гильберту только
три: Комментарии к Теологическим трактатам (Opuscula sacra) Боэция, Комментарии к Псалмам и Комментарии к
Посланиям ап. Павла. Разрабатывая способы рациональной аргументации:
направленной на прояснение основных догматических вопросов, Гильберт
способствовал, подобно своим современникам Гильому из Шампо и Петру
Абеляру, становлению теологии как особой рациональной дисциплины. Комментарии Гильберта (к "Категориям", "Об истолковании",
"Аналитике" Аристотеля, "Комментарии к Категориям Аристотеля" Порфирия
или Боэция) были настольными книгами по логике ХП в., которые в ХШ
в. и вплоть до эпохи Возрождения входили в университетские учебные
планы. Он избегал чистой информативности, сопоставляя логико-технические
приемы, вводя и объясняя новые термины и позиции. С.С. Неретина [1] Или Жильбер де ла Порре, Гильберт Пуатевинский, Гильберт Поррета (последнее, вероятно, наиболее точно). См.: Pelster F. Gilbert de la Porree, Gilbertus Porretanus oder Gilbertus Porreta. - Scholastik XIX - XXIV (1949). S.401 - 403. [2] Того самого Ансельма, которому дал уничтожающую характеристику Абеляр в ⌠Истории моих бедствий■ (М., 1959. С.16 - 17), характеристику, возможно, несправедливую, ибо Ланская школа моральной философии разрабатывала впервые понятия греха, интенции и др. этические категории, в ней учились почти все известные теологи-философы ХП в. Характеристика Абеляра (⌠проклятая Господом смоковница■, ⌠старый дуб■) свидетельствовала, однако, о смене ориентиров и в области философии, и в области теологии. См. об этом мою книгу ⌠Концептуализм Абеляра■ (М., 1996). [3] Ueberwegs F. Grundriss der Geschichte der Philosophie. B.II. Hrsgb. von B.Geyer. Basel/Stuttgart, 1967. S.229. Перевод фрагмента трактата Гильберта Порртанского
"Комментарий на книгу Боэция "О двух природах и одной персоне
Христа" осуществлен═ по
изданиям: The
Commentaries on Boethius by Gilbert of Poitiers. Ed. N.M.Häring. Toronto, 1966; Gilberti
Porretae Commentaria in librum de duabus naturis et una persona
Christi. - Patrologia cursus completus... series latina...acc.J.-P.Migne
(MPL). T.64. Col. 1360 - 1368.
Курсивом выделены цитаты из трактата Боэция "Против Евтихия и
Нестория".
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)