Gregory of Nazianzus
Григорий Богослов (Назианзин)
( 329 - 389)

 

ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ

Святитель Григорий родился в 329 г. в Арианзе (недалеко от Назианза Каппадокийского). Его отцом был св. Григорий, епископ Назианский, а матерью св. Нонна, которая молилась о сыне и дала обет посвятить его Господу и, как ей было открыто в сновидении, назвала его Григорием. Как и его друг св. Василий Великий, Григорий получал образование у лучших учителей Каппадокии и Афин, с ними вместе учился и будущий имп. Юлиан Отступник, вскоре ставший их непримиримым врагом.

По завершении образования Григорий преподавал красноречие в Афинах, но в 358 г. тайно покинул город и вернулся на родину, где принял от своего отца Св. Крещение, и по зову св. Василия Великого удалился в пустыню. Впрочем, по требованию отца Григорий вскоре вернулся в Назианз и принял сан пресвитера, но поначалу не нашел в себе силы для деятельного служения и снова удалился в пустыню. Лишь укрепившись духовно в уединении, он снова вернулся к пастве. Св. Василий поставил Григория епископом г. Сосима, но Григорий, чтобы поддержать престарелого отца, остался в Назианзе и после его смерти управлял паствой этого города.

В 378 г. Антиохийский Собор пригласил св. Григория помочь Константинопольской Церкви. В это время повсюду господствовали еретики-ариане и аполлинаристы, и служение св. Григория началось с проповедей в небольшой домовой церкви его родственников, которую он назвал Анастасия («Воскресение»), чая истинного воскресения Православия.

По мере роста популярности св. Григория росло и сопротивление еретиков. В ночь на Пасху 21 апреля 379 г., во время совершения крещения, вооруженная толпа ворвалась в храм, учинила погром, убила одного епископа и ранила св. Григория. Но, несмотря на угрозы, святитель терпеливо и кротко продолжал свои проповеди и все больше людей привлекал на сторону Православия.

Острие учения св. Григория было направлено против умаления единства природы Бога Отца, Сына и Св. Духа. Обличая последователей Евномия, святитель учил, что Божественная сила Спасителя действовала даже и тогда, когда Он ради спасения принял на Себя наше немощное естество. Так же он учил и о Божественности Святого Духа.

Кроме проповеднической деятельности (а всего после св. Григория сохранилось 45 проповедей), святой сочинял гимны, по поэтическому мастерству не уступавшие лучшим образцам тогдашней поэзии и при этом отличающиеся особой богословской глубиною... Свой дар слова св. Григорий поставил на служение Богу. Он сам говорил о слове, что оно «спутник всей его жизни, добрый советник и собеседник, вождь на пути к небу и усердный сподвижник». Самого же себя он называл в стихах «Господним органом».

Немало испытаний выпало св. Григорию в Константинополе. Здесь его предал близкий друг философ Максим, во время болезни святителя тайно посвященный на его место, но вскоре изгнанный народом из города; затем на него было подготовлено покушение, но тот, кто должен был его убить, сам пришел со слезами раскаяния. Наконец, когда св. имп. Феодосии Великий вернулся в столицу в 380 г., он торжественно ввел святителя в главный храм, был подтвержден указ против еретиков, и в 381 г. на Втором Вселенском Соборе св. Григорий был утвержден в сане Константинопольского Патриарха. По кончине Антиохийского Патриарха Мелетия святитель председательствовал на Соборе. Но египетский и македонский епископат, и раньше действовавший против св. Григория в пользу Максима, не хотел видеть его на месте Патриарха, и святитель пожертвовал собою для мира и Церкви. Оставив столицу, он вернулся в Арианз, где и почил в 389 г., 25 января, до последней минуты не оставляя ревности к истине Христовой, утверждая Православие своими письмами и стихами.

Св. Григорию Церковь усвоила имя Богослова как и любимому ученику Христову Ап. Иоанну Богослову. Тело святителя было погребено в Назианзе, а в 950 г. святые мощи были перенесены в Константинополь, в церковь Святых Апостолов.

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)