|
|
|||
CОЧИНЕНИЯ Об устроении человека Глава
XVII
Прежде исследования предмета было бы, возможно, лучше попробовать принять
то решение, которое предлагают наши противники. Ибо они говорят, что прежде
греха не повествуется ни о рождении, ни о страдании, ни о стремлении к
чадородию. Когда же после греха люди были изгнаны из Рая и женщина в наказание
была осуждена на страдания, тогда приступил Адам к супруге своей, чтобы
познать ее брачно, и так было положено начало чадородию. Итак, коль скоро
в Раю не было ни брака, ни страдания, ни рождения, то, говорят они, по
необходимому логическому следствию, не было бы множества человеческих
душ, если бы благодать бессмертия не преложилась бы в смертное, а брак
не сохранил бы природу тем, что приводил вновь появляющихся взамен отходящих,
так чтобы грех, приводя людей в жизнь, стал, некоторым образом, полезным
— иначе человеческий род остался бы в первосозданной двоице, так как природа
не была бы подвигнута страхом смерти к преемству. Но и тут истинный смысл
если и может быть найден, то лишь теми, кто, подобно Павлу, был посвящен
в неизреченные тайны Рая <II Кор. 12, 4>. А нам кажется так: когда
саддукеи возражали против слова о воскресении и в подтверждение своего
учения приводили ту многобрачную жену, которая была за семью братьями,
а потом спрашивали: чьей она будет по воскресении? — Господь отвечает
на эти слова, не только поучая саддукеев, но и всем после них открывая
тайну жизни в воскресении: в воскресении
бо, говорит, ни женятся, ни
посягают <Мф. 22,30>, ни
умрети бо ктому могут: равни бо суть ангелом, и сынове Божий суть, воскресения
сынове суще <Лк. 20, 36>. А благодать воскресения не иное что
возвещает нам, как восстановление (апокатастасис) в первоначальном для
падших. Ибо ожидаемая благодать есть возведение в первую жизнь, снова
вводящее в Рай извергнутого из него. Если же восстановленная жизнь такая,
как свойственна ангелам, то очевидно, что и до преступления жизнь была
ангельской — потому и наше возведение к первоначальному уподобляется
ангелам. Однако, как сказано, хотя нет между ними брака, воинства ангельские
состоят из бесконечных мириад, — ведь так рассказал в видениях Даниил
<Дан. 7, 10>. Следовательно, если бы из-за греха не произошло с
нами никакого извращения и отпадения равночестия с ангелами, то таким
же образом и мы для размножения не нуждались бы в браке. Но каков способ
размножения в природе ангелов — неизреченно и неуразумеваемо это человеческими
догадками, кроме лишь того, что он непременно существует. Такой же способ
мог бы действовать и у людей, умаленных малым чим от ангел <Пс. 8, 6>, приумножая человеческое [естество]
до меры, определенной советом Создавшего. А если кто-нибудь затрудняется,
изыскивая такой способ происхождения людей, чтобы человек не нуждался
в содействии брака, то и мы его спросим в ответ о способе существования
ангелов, почему они в бесчисленных мириадах и, будучи одной сущностью,
исчисляются во множестве? Ибо спрашивающему: как бы был человек без брака?
— мы подобающим образом отвечаем, говоря: так же, как без брака суть ангелы.
Ведь подобие их бытию человеческого бытия до преступления доказывается
снова в него восстановлением (апокатастасисом). Итак, после того, как
мы обо всем этом рассудили, нужно нам возвратиться к первому вопросу:
почему после устроения образа Бог придумал для созданного различие мужского
и женского? Ведь для этого я и счел полезной только что изложенную теорию.
Ибо приведший все в бытие и собственной волею сформировавший всего человека
по своему образу не ждал чтобы видеть, пока, понемногу возрастая за счет
появляющихся, число душ достигнет своей полноты. Но, мгновенно уразумев
энергией предведения всю человеческую природу во всей полноте и почтив
ее высоким равноангельски жребием, Он предвидел зрительной силою, что
по своему произволению она не пойдет прямой дорогой к прекрасному и поэтому
отпадет от ангельской жизни; тогда, чтобы множество душ человеческих не
скратилось при утрате того способа, которым ангелы размножаются до множества,
Он устраивает в природе такой способ размножения, какой соответствует
поползнувшимся в грех, вместо ангельского благорождения насадив в человечестве
скотский и бессловесный способ взаимного преемства. Отсюда, мне кажется,
и великий Давид, сетуя на человеческое несчастье, такими словами оплакивает
[его] природу: Человек в чести сый
не разуме <Пс. 48,21 >, — называя честью единочестие с ангелами.
Поэтому, говорит, приложися скотом
несмысленным и уподобися им <там же>. Ведь поистине скотским
стал тот, кто ради склонности к вещественному принял в природу это болезненное
рождение.
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)