St. Gregory of Nyssa
Святитель Григорий, епископ Нисский
( 335 - 394 гг. н.э.)

 

CОЧИНЕНИЯ

Об устроении человека

Глава VI

Исследование о сродстве ума с природой, в котором мимоходом опровергается учение аномеев

Но никто да не подумает, будто я говорю, что Божественное по подобию человеческой деятельности (энергии) постигает сущее через различные способности (силы). Ибо нельзя в простоте Божественности предполагать разнообразие и многовидность воспринимающей деятельности (энергии). Ведь даже у нас нет каких-либо многочисленных сил, воспринимающих вещи, хотя и многообразно постигаем чувствами то, что живет. Ибо одна есть способность (сила) — сам вложенный ум, который, появляясь в каждом из чувств, постигает сущее. Он через глаза созерцает являемое; он через слух понимает глаголемое, употребляет приятное и отвращается от того, в чем нет удовольствия; пользуется рукою для чего хочет, беря или отбрасывая ею, как рассудит полезным. Итак, даже в человеке хотя и различными оказываются устроенные природой для чувства органы, но тот, кто через все действует и все движет и соответственно каждому пользуется всем по мере надобности, один, причем, несмотря на различие действований (энергий), не изменяет природы. Как же тогда в Боге из-за разнообразия сил кто-то усматривает многочастность природы? Ибо создавый око, как говорит Пророк, и насаждей ухо <Пс. 93, 9> этими деятельностями (энергиями) запечатлел человеческую природу как некоторыми характерными приметами тех образцов, что в Нем . Ибо сотворим, говорит, человека по образу Нашему.

Но где же тогда у нас ересь аномеев? Что ответят они на сказанное? Как теперь спасут пустоту своего учения? Или они скажут, что один образ может уподобляться различным формам? Если Сын не подобен  по природе Отцу, то как Он устраивает один образ для различных природ? Ведь Тот, Кто сказал: Сотворим человека по образу Нашему, — значением множественного числа показывая Святую Троицу, не упомянул бы об образе в числе единственном, если бы не подобны друг другу были бы первообразы. Ведь нельзя несходных между собою собрать в одно подобие. Но без сомнения, если бы различными были природы, то и образы свои составили бы различными, делая каждый из них соответственными себе. Но поскольку образ один, а первообраз образа не один, то кто будет настолько неразумен, чтобы не понять, что уподобленные одному и тому же и друг другу обязательно имеют подобие? Поэтому, быть может, отсекая это зло при самом устроении человеческой жизни, говорит Слово: Сотворим человека по образу и подобию Нашему.

 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)