|
|
|||
ИССЛЕДОВАНИЯ - КОММЕНТАРИИ - ССЫЛКИ А. Штекль Христианская философия. Абеляр Батский, Бернард Шартрский, Вильгельм Конхезий и Вальтер из Мортани Подобно Абеляру, который очень высоко ставил платоновскую философию, поскольку она была ему известна, и многие другие в его время тяготели преимущественно к платонизму, хотя не избегали и аристотелевского учения, а старались слить его с платонизмом. Поэтому их обычно объединяют под общим именем платоников. Сюда относятся: Абеляр Батский, Бернард Шартрский, Вильгельм Конхезий и Вальтер из Мортани. Все они учили в первой половине XII века. а) От Абеляра сохранились два философских сочинения: De eodem et diverse и Quaestiones naturalis. Извлечения из них приводить Журдэн. (Jourdain, Geschichte der aristotelischen Schriften im Mittelalter, ubersetzt von Stahr, S. 249 ff.). Все направление этих сочинений—платоническое. Интересно, как в отношении универсалий Абеляр пытается согласовать Платона и Аристотеля. „Аристотель,—говорить он,— правильно считает genera и species имманентными индивидам, потому что чувственные объекты являются индивидуумами, видами или родами в зависимости от нашего способа рассмотрения их: обращаем ли мы внимание на их индивидуальное существование или на единообразное в них. С другой стороны и Платон правильно учил, что в полной чистоте они существуют только вне чувственных вещей и именно в божественном Уме. b. По отзыву Иоанна Салисберийского, Бернард Шартрский, занимавший должность учителя в этом городе, был самым выдающимся платоником своего времени. Благодаря Cousin'y (Oeuvres inedit d'Abelard), сделались известные извлечения из его главного произведения—космографии, распадающейся на две части: Megacosmus и Microcosmns. Исходной точкой для него служат три начала неоплатоников: Бог, vous и мировая душа. Nous рождается от Бога, составляет единое с Ним по своей субстанции и содержит в себе идеи, вечные первообразы всех родов, видов и индивидуумов. Из этого божественного Разума исходит затем, как бы чрез эманацию, мировая душа. Последняя, будучи причастна божественной Идее, производит все в потоке времен, сообразно нерушимому порядку. Причина несовершенства и зла в мире—материя. Бернард принимает кроме того предсуществование душ. c) Подобным образом учил и Вильгельм Конхезий, преподаватель в Париже до середины XII ст. Он, как и Абеляр, отождествляет мировую душу с личностью Духа Святого и решительно подчеркивает сотворение мира. Предсуществование душ он отвергает и отказывается верит, чтобы Платон, действительно, включал его в свое учение. Вызванный Вильгельмом из Тьерри, противником Абеляра, на объяснения по поводу отожествления Святого Духа с миpoвой душой, он отказался от этого тезиса, предпочитая оставаться христианином, чем быть академиком. d) По свидетельству Иоанна Салисберийского, Вальтер из Мортани, учитель в Париже, позднее епископ Лаонский (ум. 1174 г.), высказал по вопросу об универсалиях следующий взгляд. „Одни и те же объекты, смотря по точки зрения (status), с которой они рассматриваются, т.е. смотря по тому, направляется ли наше внимание на их различие или на неотличное (indifferens или consimile) в них, — бывают индивидуумами, видами или родами". Так Платон, как Платон—индивиду ум, как человек—вид, как живое существо—род, как субстанция—высший род.
Альберт Штекль. История средневековой философии. Репринтное издание. СПб, "Алетейя", 1996. C. 142-145.
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)