Hermas
Св. Апостол Ерм
( II в. )

 

ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ

Св. Ерм, Апостол Христов из числа семидесяти, был современником святых Климента и Игнатия. Он был римским христианином, по общественному положению вольноотпущенником, сельским землевладельцем, женатым и отцом семейства. Однако сельскохозяйственные работы и заботы о семействе не мешали ему постоянно витать духом в сфере христианских упований и непрестанно думать как о своем спасении, так и о спасении других людей. Как и все верующие того времени, он до известной степени был знаком с Ветхим и некоторыми произведениями Нового Завета. Чувствуя внутреннее побуждение поведать миру свои воззрения на нравственное обновление, он написал книгу “Пастырь”, состоящую из трех частей. В первой части, “Видениях”, он беседует с женщиной, олицетворяющей Церковь. В двух других частях, “Заповедях” и “Притчах”, откровение исходит от другого воображаемого лица Пастыря, откуда и произошло заглавие книги.

Идет ли речь от имени Церкви или Пастыря, выражена ли мысль прямо или облекается в символическую формулу, всюду проглядывает одна и та же тенденция: верующие, и из них прежде всего сам автор,— далеко не таковы, какими они должны бы быть, какими обещались сделаться. Есть одно средство исправления — ПОКАЯНИЕ. Бог простит тех, кто покается. Необходимо покаяние для крещеных уже христиан такое же, как и при крещении. Это — второе покаяние, другая милость, дарованная нам Богом перед временем второго пришествия Христова на землю. Главный же интерес книги заключается не столько в этой основной мысли, сколько в подробностях ее развития. Из перечисления в ней отдельных грехов и описания различных условий, в которых живут грешники, мы можем составить себе понятие о внутренней жизни Церкви в первой половине II века.

В те времена, в царствование Траяна и Адриана, христианские общины не пользовались прочным спокойствием. Несмотря на мягкие указы, исходившие от этих императоров, христиан постоянно тревожили, привлекали к суду, требовали от них отречения от своей веры. Если они соглашались, их сейчас же отпускали, если нет, то предавали смерти. Перед такой альтернативой многие обнаруживали слабость, и случаи такие повторялись ежедневно. Отречение стало уже довольно обычным грехом. Степень преступления была различна. Некоторые ограничивались простым отречением ради временных выгод, другие прибавляли к нему еще и надругательство над святыней: они не стыдились открыто произносить хулу на своего Бога и братьев по вере. Находились даже такие, которые изменяли братьям и доносили на них. Но с другой стороны, Церковь гордилась многочисленными мучениками. Не все были равны по заслугам. Некоторые трепе тали перед пытками и нерешительно исповедовали свою веру, хотя в последнюю минуту слушались голоса совести и проливали свою кровь за веру. Ерм проводит различие между ними и более мужественными мучениками, у которых не было ни минуты колебания. Впрочем, все они входят в состав мистического здания, представляемого Церковью Христовой. Впереди них стоят лишь Апостолы. Кроме мучеников в прямом смысле слова, Ерм говорит об исповедниках, то есть о верующих, которые хотя и понесли известные лишения за веру, но которым не пришлось пролить за нее своей крови.

В основном жизнь христианской общины шла довольно правильным путем. Однако было много недостатков или даже пороков, которые требовали исправления. Дух партийности порождал распри, злословие, вражду. Иные слишком дорожили мирскими благами. Начинали забывать о евангельском братолюбии, избегали стоять на равной ноге с мелким людом, который, разумеется, составлял главную часть христианской общины. Вера страдала от этого, в конце концов люди становились христианами только по имени. При постоянном общении с язычниками, некоторые стали утрачивать даже память о своем крещении. Их охладевшие верования поддавались малейшему искушению, и они отрекались от них по ничтожным поводам. Люди меняли свою веру без всякого гонения, просто прельщенные обаятельными философскими учениями, к которым слишком охотно стали прислушиваться. Даже среди более твердых в вере обнаруживались слабости, весьма плачевные в нравственном отношении. Плоть была немощна. Однако, эти временные слабости были еще исправимы: их можно было искупить покаянием. Большею опасностью в глазах Ерма было колебание в вере. Он часто возвращается к этому состоянию души, когда она как будто двоится, колеблясь между признанием и отрицанием.

Книга Ерма — подробная исповедь Римской Церкви. Не следует удивляться, что она разоблачает много прискорбных явлений: по самому характеру своему ей приходится больше говорить о дурных сторонах, чем о светлых, об исключениях чаще, чем о норме. Но, по мнению автора, число добродетельных христиан превосходило число грешников всех видов.

Человек простого склада ума, озабоченный исключительно нравственным возрождением, Апостол Ерм не был склонен к богословским умозрениям. Однако в “Пастыре” его отведено довольно много места Святой Троице. Троица Ерма состоит из Бога Отца, из Божественного второго Лица (сын Божий, Дух Святой) и, наконец, из Спасителя, ставшего Богом за Свои заслуги. Эта черта в богословском умозрении Ерма представляется точной параллелью тем своеобразным рассказам, которые встречаются у древних азийских носителей христианской традиции. “Пастырь” был принят во всем христианском мире II века, как книга высокого авторитета в вопросах веры.

Церковь Христова. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1991. С. 25-26.

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)