|
|
|||
ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ Буридан, непосредственный ученик Оккама, был знаменитым преподавателем в Париже, откуда он перешел в Вену, где, как утверждают, содействовал учреждению университета (1356 г.). Впрочем, это исторически не доказано. Он написал: Summa de dialecta, ed. Par. 1484 г., Comdendium logicae, ed. Veil. 1489 и Quaestiofies к аристотелевской метафизике, этике, политике и физике. В своей логике он хочет дать руководство к нахождению среднего термина, который служить как бы мостом между большим и меньшим терминами, и так как Аристотель видел проявление остроумия в быстром отыскивании среднего понятия, то это руководство, полезное даже для тупиц, называли Pons asinorum. 2. Интересно его учение о свободе воли. Он берет под свою защиту интеллектуальный детерминизм. Воля, по его учению, находится под определяющим влиянием разума. Она действует соответственно тому, как судит разум. Если разум решит уверенно, что предносящееся ему благо есть благо совершенное и всестороннее, которому чуждо всякое ratio mali, то воля устремляется к нему с необходимостью. Из этого следует, что если разум признает одно благо высшим, а другое—низшим, то воля при одинаковых условиях устремится к высшему. Когда же разум признает то и другое благо равноценным, то воля совсем не может действовать. Отсюда знаменитый „Буриданов осел", который умирает от голода, находясь между двух совершенно одинаковых вязанок сена. 8. Но остается ли место для свободного решения воли при допущении подобного интеллектуального детерминизма? Буридан отвечает на этот вопрос утвердительно. В то мгновение, когда разум произносит свое суждение, что данное благо выше другого, воля, конечно, не может стремиться к низшему, но это может произойти в другое время, при отсутствии оценки со стороны разума. Далее, воля может отклонить разум от высшего блага в сторону низшего. Тогда, за отсутствием сравнения, воля может склониться к низшему благу. Наконец, воля в данном случае может отложить свое решение. Тогда, при дальнейшем исследовании обстоятельств, решение разума может измениться, и в его глазах высшим благом может оказаться то, которое раньше он считал низшим. Таким образом остается еще много простора для свободного самоопределения воли. 4. Парижский университет сильно боролся против вторжения в его недра номинализма. Уже в 1339 г. вышел декрет, которым запрещалось преподавание учения Оккама. Второе запрещение последовало в 1340 г. В 1347 г. было отвергнуто учение Иоанна Мерикурского, а в 1348 г. Николай из Аутрикурия должен был отречься от своих нападок на схоластико-аристотелевскую философию и от своих ложных мнений о вечности мира. В 1473 г. всем парижским магистрам было вменено в обязанность держаться реализма, и этот статус сохранял силу до 1481 г. Однако номинализм сумел отстоять свое существование.
Альберт Штекль. История средневековой философии. Репринтное издание. СПб, "Алетейя", 1996 г. C. 274-276.
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)