|
|
|||
ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ В духовной истории Франции в эпоху "осени Средневековья" не было авторитета выше, чем Жан Жерсон, потому что из всех доступных ему трудов он выбрал промысел Учителя. Безупречный канцлер Парижского университета, светоч богословия, основатель соборного движения, Жерсон отразил дух своего времени, и противоречия эпохи стали вехами его собственной судьбы. Родившись 14 декабря 1363 г., Жан был первым из двенадцати детей Арнульфа Ле Шарлье и Элизабет Ля Шарденьер, набожных и небогатых крестьян из,местечка Жерсон в диоцезе Реймса. В возрасте четырнадцати лет Жан Шарлье поехал в Париж в Наваррский коллеж от "шампанской нации" и через пять лет стал лиценциатом искусств. Учеба на артистическом факультете свела его с выдающимися умами Франции - Николя де Клеманжем, Жилем Дешаном; там он впервые приобщился к формирующемуся кругу первых гуманистов Франции, колыбелью которых по праву считается Наваррский коллеж. Тогда же, по традиции школы, он меняет фамилию на название места рождения - и становится Жаном Жерсоном. Ученая степень открыла ему дорогу к заветной цели - теологическому факультету, "самому плебейскому", по выражению Н.Сперанского, учебному заведению. Здесь его учителем и другом навсегда стал Пьерд'Айи, под руководством которого он получил степень бакалавра теологии в 1384 г. Так Жерсон становится учителем на теологическом факультете и в 1389 -1390 гг. читаеткурс по "Сентенциям" Петра Ломбардского. Положение Парижского университета как идеологической опоры французской монархии предопределило участие Жерсона в политической жизни королевства, главным событием которой в этот период была начавшаяся папская схизма. В ходе усилий университета по прекращению схизмы Жерсон 6 января 1391 г. произносит свою первую речь перед королем Франции Карлом VI. С этого дня и навсегда за Жерсоном закрепилась слава проповедника и наставника королей. Отдавая себе отчет в органичности продвижения Жерсона, поразимся ёще раз многозначностью картины: крестьянский сын научает короля! Здесь сошлись вместе разумные законы и выдающиеся способности. Ведь Жерсон был умственным, ради кого было нарушено священное правило - не давать степень и доктора теологии раньше тридцатипятилетнего возраста, когда наклонности и устремления человека будут бесповоротно ясны. Жерсон получил эту высшую степень в возрасте двадцати девяти лет, в 1392 г. А в 1395 г. Пьер д'Айи передал ему, покидая университет, должность канцлера и вместе с ней - право и возможность реформировать систему образования. Описать дальнейшую жизнь Жерсона можно только как историю размышлений и разочарований, борьбы и потерь, краха и посмертного признания. Все события этой трагической судьбы так или иначе связаны с тремя сюжетами: Жерсон - наставник королей, Жерсон - реформатор теологического образования и руководитель религиозной жизни Западной Европы, Жерсон - воспитатель общества и властителей его дум, писателей, мыслителей, первых французских гуманистов. Жерсон был явно неординарным учителем: он учил власть предержащих, наставников и интеллигенцию, видя в них первопричину процветания или духовного падения общества. Перевоспитав их, Жерсон надеялся изменить окружающий мир, не находя иного способа проведения реформ. Наибольшую известность в истории Франции Жерсону обеспечили регулярные проповеди перед королем и его двором. Почитаемый как непрекаемый авторитет, обласканный двором, Жерсон так и не был услышан и понят, а именно этого он добивался. "Облагодетельствованный" Бургундским домом, став духовником герцога Бургундского Филиппа Смелого и имея в его владениях церковные пребенды, Жерсон отказался встать на сторону бургиньонов, тем более - оправдать разразившуюся гражданскую войну Франции и до конца испил горькую чашу изгнания. Камнем преткновения стало убийство Иоанном Бесстрашным герцога Орлеанского в ноябре 1407 г. и его последующее оправдание в знаменитой речи Жана Пти, где впервые открыто выражены идеи тираноборчества. Весь свой авторитет проповедведника и богослова Жерсон употребил на предание анафеме губительных идей. Спровоцировав гнев парижан, отчаявшихся от бесчинств герцога Орлеанского, Жерсон произнес в церкви Сен-Жан-ан-Грев надгробную речь об убиенном и осудил убийцу. Использовав свое влияние в папской курии, Жерсон добился там в 1413 г. осуждения речи Жана Пти, а затем и на Констанцском соборе в 1415 - 1418 гг. Но французам понадобились две гражданские войны, годы смуты и политических насилий, наконец, убийство короля Франции Генриха IV, чтобы найти источник этих бед в речи Жана Пти и оценить проницательность Жерсона. В день казни Равальяка - убийцы Генриха IV, в 1610 г. Парижский парламент приказал теологическому факультету Парижского университета навсегда осудить "губительные и дьявольские рассуждения" Жана Пти. А самому Жерсону досталась доля изгнанника, ибо Констанцский собор закончился в 1418 г., когда Париж был уже в руках герцога Бургундского. Овозвращении не могло быть и речи. Герцог Альберт Баварский пригласил его на отдых в замок Ратенберг, а оттуда, позванный герцогом Фридрихом Австрийским, который хотел привлечь его к своему университету, Жерсон поехал в Вену. Убийство герцога Бургундского в 1419 г. открыло Жерсону дорогу на родину, и он переезжает в Лион, где его брат Жан был настоятелем монастыря целестинцев. Лишенный возможности влиять на политическую жизнь, Жерсон пытается осмыслить происходящее и найти симптомы надежды на возрождение Франции. Он первым из авторитетов эпохи поверил в миссию Жанны д'Арк и благословил ее. Жерсон умер 12 июля 1429 г., когда Жанна и Карл Валуа, сопровождаемые торжественной процессией, подъезжали к Реймсскому собору... Неустанно размышляя о трагических судьбах Франции, Жерсон убеждается в необходимости воспитывать государя в соответствии с уготованными ему задачами. Незадолго до смерти Жерсон пишет письмо наставнику юного дофина, будущего Людовика ХI, где дает ясные и с виду простые рекомедации, но они вместили все его многочисленные проповеди, весь горький опыт изгнанника, пострадавшего из-за неготовности правителей страны встать над обыденными человеческими страстями. Именно поэтому Жерсон предлагает наставнику дофина три основных завета: воспитание, прежде всего остального, человеческих качеств истинного христианина, поощрение природных наклонностей человека к доброте, правде и справедливости и, наконец, приобщение к духовному наследию прошлого, дабы монарх был способен оценить и использовать во благо страны достижения формирующейся новой, гуманистической культуры. Не меньшую славу Жерсону принесла и его основная деятельность как преподавателя, затем как одного из самых известных канцлеров Парижского университета и реформатора системы образования. Планы Жерсона в этой области, как и в деле вразумления власть предержащих, были столь же грандиозны и в равной степени невыполнимы. Об этом свидетельствуют даже факты. Получив от Пьера д'Айи в 1395 г. должность канцлера Парижского университета, Жерсон в 1399 г. решает добровольно (случай уникальный!) оставить эту престижную и почитаемую должность ради скромных трудов церковнослужителя во владениях герцога Бургундского. Уведомив друзей и теологический факультет, Жерсон изрядно напугал их, и лишь вмешательство герцога Бургундского заставило его отказаться от столь скандального шага. Однако решение вернуться в 1400 г. совпало с началом эпидемии в Брюгге, где гостил Жерсон, ставший наравне с другими ее жертвой. К этому времени болезни, когда он ожидал уже близкого конца (даже составил завещание), и относятся приводимые нами письма. Благодаря им мы можем составить представление о взглядах Жерсона на систему образования в Парижском университете и догадаться о причинах краха его планов. В этих письмах Жерсон выступает как враг схоластики, иссушившей души преподавателей и студентов, выхолостившей их умы до такой степени, что они перестали отличать главное от второстепенного, источник от комментария и ценили больше всего остального собственные метафизические построения. Чванство наставников не знало границ и было источником открытых насмешек со стороны. Реформы Жерсона предусматривали, прежде всего, исправление нравов, но отнюдь не только студентов (отмена грубых праздников, ограничение привилегий для искоренения корыстолюбия), но и преподавателей, ибо их ложная ориентация и порочные нравы отравили атмосферу и запятнали славу Парижского университета. Засилью схоластики Жерсон противопоставляет отмену ненужных предметов, ибо разнообразие знания наносило вред, не позволяя выделить главное, существенное и подлинное. По словам С. д'Ирсея, Парижский университет был охвачен "интеллектуальной болезнью", победить которую Жерсон надеялся весьма смелым шагом: вернуть в университетское образование в качестве самостоятельного предмета мистику, некогда изгнанную и нашедшую приют вне стен университета, в частности в аббатстве Сен-Виктор. Жерсон провозгласил принцип: "лучше любить, чем знать". И намеревался ввести мистику как науку интимного опыта, как соединение с Богом через любовь. Не менее существенна в педагогических взглядах Жерсона убежденность во. всесилии личного примера наставника, возвращающая к евангельской педагогике, где фигура учителя стоит в центре всей системы и от его нравственных, духовных качеств зависит успех учения. Вот почему так многозначен, так зловещ и предсказателей в глазах Жерсона раскол университета, изгнание ордена доминиканцев. Жерсон призывает университет отринуть озлобление и жестокость, ибо подобная забота об истине губит ее. Разуверившись в позитивных возможностях университетского образования, находясь вдали от Парижа и не желая возобновлять попыток в Других университетах, Жерсон окончил свои дни как истинный Учитель, по образу Орозия, и последние десять лет жизни отдал воспитанию маленьких детей при монастыре целестинцев в Лионе. Знаменитый на весь христианский Мир ученый-теолог, самый блестящий светоч церкви своего времени, Жерсон вложил в этих детей свою надежду на то, что грядущие поколения смогут извлечь уроки из ошибок отцов и воплотят в жизнь лучшие из их идей. Раздумья Жерсона о судьбах "учености и культуры, о воспитании и просвещении, об Учителе входят в золотой фонд западной цивилизации и принадлежат человечеству. Радостно знать, что "час ученичества" пробил и для нас. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащ. педагогических колледжей и студентов вузов: В 2-х тт. T. II. Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. - М., АО "Аспект Пресс", 1994. С. 227-230.
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)