|
|
|||
CОЧИНЕНИЯ Записка о реформе теологического образования Уважаемый отче, в ходе проводимого вами и нашими магистрами исправления на теологическом факультете видятся необходимыми, помимо прочего, преобразования по следующим nyнктам. Первое, пусть вовсе не изучаются науки бесполезные, бесплодные и безосновательные, ибо из-за них необходимые и полезные для блага человека предметы оказываются в небрежении. "Не знают необходимого, ибо учились бесполезному",- говорит Сенека. Второе, из-за них образованные люди совращаются, потому что считают теологами по преимуществу тех, кто придает себе столько значительности, пренебрегая Библией и иными наставлениями. Третье, из-за них термины, общепринятые у святых отцов, изменяются наперекор утверждению Августина: "Неписаный закон состоит в том, чтобы называть по известным нам правилам и т.д."; и ничто так неотвратимо не способствует упадку какого-либо знания, как это. Четвертое, из-за них теологи подвергаются осмеянию другими факультетами; ибо по этой причине их называют фантазерами и говорят, что они не знают никаких незыблемых истин, ни этики, ни Библии. Пятое, из-за них открываются многочисленные пути ошибок; так как, в самом деле, они употребляют и выдумывают себе в удовольствие термины, которые другие доктора и магистры или не знают, или не желают знать, считают их не заслуживающими доверия и в высшей степени несообразными и говорят, что термины эти под стать их нелепым вымыслам. Шестое, из-за них Церковь и вера ни изнутри, ни снаружи не созидаются. Известно, что они дают более веские основания верить, что Бог не является совершенным в простоте и единым, как говорит Брадуардина. Седьмое, из-за них многие из теологов открыто или скрыто оскорбляют друг друга; одни называют других невежественными, а те, в свою очередь, их чудаками и фантазерами. Поэтому так много распространилось толкований из-за разнообразных учений: неисчислимы непокорности божественному как прежде, так и теперь, почти вечны и столь же безмерны. Святой Дух представлен неопределенным, противоречивым, оскверненным в части основы. Якобы в Боге есть безусловное могущество, какого нет у Святого Духа. Выводить Сына из божественной основы бессмысленно. Святой Дух был будто бы прежде сам произведен, а уж потом стал в высшей степени совершенным. Бог Отец и Святой Дух не познаваемы, а Бог Отец и Сын не олицетворяют любовь. Сын Бога может произвести другого сына, так как имеет ту же силу, что Бог Отец; и тому подобное без конца. Затем, вот уже многие годы идет величайший спор по вопросу трактовки идиом, которые в древности одни, так ограничивали, что говорили, будто никакое название не сообщает с Богом, ибо является несовершенным; другие же так расширяли, что говорили, будто всякое название в целом сообщает до такой степени, что Бог мог быть назван виновником. Затем, представляется необходимым предусмотреть, чтобы никогда теологический факультет не определял предметы веры вместе с другими факультетами, претендующими на равные с ним голоса, подобно тому как делается в Университете, ибо неизбежно могут последовать гибель веры и позор факультета. Затем, говорят, будто жизнь и нравы некоторых преподавателей позорят факультет; если это правда, надо принять меры. Далее, так как в отношении объявленных и разоблаченных ошибок некоторых преподавателей не было сделано никакого разбирательства или наказания, так что нигде ни одного из бакалавров, из тех, кто был замешан, не был смещен, хотя школа публично была скандализована; в этом деле, однако, канцлер оправдался тем, что не сумел найти других магистров, кто в должной мере пожелал бы заниматься преподаванием и посвятил себя этому. И будто бы он боится еще более опасного раскола в результате этого, зная замыслы спорящих сторон. Затем, кажется необходимым приободрить наших магистров, особенно тех, кто таким образом использовал ситуацию, что своих бакалавров и студентов призывает избегать и отвергать суетливые учения, бесполезные и пустые, и также не одобрять или осуждать придирчиво и мелочно, подобно тому как теперь, милостью Бога, софизмы почти изгнаны из теологии; и потому что темы второй, третьей и четвертой книг "Сентенций" изучаются больше, в то время как первая почти не читается, а время заполняется предварительными занятиями; и сходным образом Библия. И чтобы книги названных выше учений не читались без разрешении факультета. И для чести Бога надо обратить особое внимание, сколь значительна потребность в поучении народа и в смягчении нравов нашего времени. Трудно поверить, что в такое короткое время и среди стольких душ немалая опасность добилась успеха в обмане, я уж не говорю, как ввергла в фантазии в отношении того, что совершенно излишне. Даже кажется, что не мало есть талантов или образованных людей, ведь столько предметов разъяснено и основательно изучено, но совершенство и возвышенная глубина состоят в другом, чего не понимают те, кто посвятил себя им в трудах и молитвах. Далее, возможно, было бы полезно, подобно тому как некогда во время чумы медицинский факультет составил маленький тpaктат для просвещения простолюдинов, теперь создать силам. В факультета теологии или по его распоряжению кому-нибудь маленький трактат касательно основных пунктов нашей религии, в особенности о правилах, для поучения простолюдинов, молитвы и которых или редки, или слабы. Далее, может быть, необходимо было бы позаботиться об инквизиторе или о том, кто подобно инквизитору смог бы заниматься тем, что так свободно, даже беспечно и в ущерб вере говорится на пирушках, в домах или других местах. Возможно, он поэтому сможет лучше, чем другие, исполнять свои обязанности, так как в каждой кафедральной и митрополичьей церкви имеется хотя бы один преподаватель теологии. Затем, из-за всех прежних скандалов в области догматики, ради предотвращения будущих, возможно, было бы достаточней все изложить в одной хартии; каковую хартию огласить в школах, сказав, что такие учения отвергаются магистрами, чтобы прекратились все они и им подобные. Если факультет этого или чего-либо подобного не сделает, тогда пусть канцлер каким-нибудь способом позаботится, а именно не допускает к лицензии тех, кто был замешан в этих учениях, даже если факультет этого пожелает, чтобы стал последний более незапятнанным, действуя единодушно в этом вопросе вместе с канцлером. Перевод с латинского С.К. Цатуровой по изданию: J. Jerson. Oeuvres complets. T. 2. Paris, 1960. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащ. педагогических колледжей и студентов вузов: В 2-х тт. T. II. Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. - М., АО "Аспект Пресс", 1994. С. 232-234.
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)