|
|
|||
ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ Иоахим Флорский (Джованни деи Джоакини) калабрийский аббат, визионер и пророк. Родился, вероятно, около 1132, умер в 1201. Жития его дают мало осязательных фактов. Кажется, Иоахим Флорский был благородного происхождения; он рано ушел в цистерцианский орден и стал аббатом Кораццо. Но Иоахим Флорский не удовлетворял строй ордена, отчего он и приобрел репутацию непокорного цистерцианцам. Иоахим основывает собственный - Флорский - монастырь на высотах Калабрийской цепи, где вводит более строгую практику, последователи которой образовали особую разновидность в цистерцианском ордене - Florenses. Из оставленного Иоахимом Флорским завещания видно, что он написал не менее (но, вероятно, и не более) 7 сочинений, обыкновенно известных под следующими заглавиями: "Concordia veteris ac novi testamenti", "Apocalypsis nova, Enchiridion in Apocalypsin", "Psalterium decem chordarum", "Super quattuor evangelia", "Contra Judeos", "De articulis fidei". Содержание и характер этих сочинений, исходивших большей частью из комментария на Апокалипсис и проникнутых его духом, заставили приписать Иоахиму Флорскому пророческий дар. Ему приписывается ряд апокрифических сочинений. Предание изображает Иоахима Флорского странствующим по западным и восточным берегам Средиземного Моря, появляющимся в городах Сицилии, дающим своим современникам замечательные предсказания о грядущем. Из завещания Иоахима Флорского видно, что он обещал подвергать свои сочинения суждению апостольского престола, но до самой смерти не успел выполнить этого обещания. Учение его о Троице было осуждено 4-м Латеранским собором. Жития Иоахима Флорского, главным образом написанные его учеником Лукою из Козенцы и Яковом Силанским. Учение Иоахима Флорского, изложенное главным образом как комментарий на апокалипсис. Это - своеобразная, навеянная апокалиптическими вдохновениями схема всемирной истории. Человечеству суждено пройти через три главных "состояния" (status): периоды господства Бога Отца, Сына, Духа Святого, а в каждом периоде - через 6 кризисов, "смятений" (tribulationes), соответствующих шести дням недели и шести печатям Апокалипсиса, которые последовательно "раскрываются" в этих смятениях. Такими кризисами полна история многострадального народа израильского, т.е. периода Бога Отца, иначе "состояние мирян", или эпоха Моисеева закона, "рабского послушания", царство терний и ночного сумрака. Она кончается с раскрытием седьмой печати, "сладостным днем субботнего покоя" - сошествием на землю сына Человеческого. Им замыкается первая цепь "смятений", но не кончается всемирная история. Она возобновляется на новом поприще, и все минувшие смятения подготовляют новую, тоже седмиричную цепь гонений и бедствий Церкви в Новом Завете, которой они служили прообразом. Так получается идея "Соответствия Ветхого и Нового Завета" (соч. Иоахима "Concordiae"). В Новом Завете царство Отца сменяется царством Сына, "состояние" мирян - состоянием священников, наступает эпоха "сыновнего послушания", век писаного Евангелия, царство "утренней зари" и "роз". "Соответствие Ветхого и Нового Завета", параллели, какие Иоахим детально устанавливает между бедствиями избранного народа и гонениями Церкви, наводят его на мысль, что современное ему поколение проходит сквозь шестую печать второго периода и совершается последняя сужденная ему tribulatio. Состояние священников должно склониться перед состоянием монахов, близится эпоха свободной любви, царство полуденного сияния и лилий, царство Духа Святого. Иоахимовы периоды не наступают внезапно и не аннулируют предыдущих. Они вырастают в глубине их. Начало (initiatio)нового периода наступает, когда предыдущий находится в зените, и долго зреет внутри него до периода fructificatio. Царство Бога сына началось в пору Иосии, царя израильского, и принесло плод с воплощением Христа. Царство Духа Святого началось со св. Бернардом, но принесет плод в 1200. Носителем его является новый орден, к которому относятся великие обетования. Распространению его не будет пределов, и господству его не будет конца. Его провозвестником явится ангел, о котором сказано: "И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого"; и в другом месте: "И увидел я другого Ангела, летящего по середине неба, и который имел вечное Евангелие (Evangelium aeternum)"... Евангелие буквы упразднится, чтобы дать место Евангелию Духа... "потому что буква убивает, а дух животворит"... Тогда в лоно церкви войдут отторгнутые ее члены, греки и иудеи, и церковь Петрова претворится в церковь Иоаннову. Такова основная схема И. В ней было нечто тревожное с точки зрения церкви. Несмотря на позднейшие оговорки Иоахима, смущало заявление о конечности церкви Петровой и принижение Евангелия Христова перед Евангелием Духа, хотя Иоахим заявлял неоднократно, что под последним он разумеет только высший, духовный смысл того же Евангелия Христа. Идеи Иоахима почти не получили распространения при его жизни. Церковь осудила на 4-м Латеранском соборе учение Иоахима о разделенном действии трех Ипостасей Св. Троицы, хотя автор их был торжественно принят в особой булле Гонория III "кафолическим мужем" (vir catholicus). После смерти Иоахима иоахимитское предание побледнело перед ярким фактом францисканской проповеди и было им закрыто. Впоследствии, сопоставляя с учением и судьбами миноритов, а также доминиканцев писания Иоахима, применили к ним его пророчество о грядущем ордене, к св. Доминику - образ ангела с печатью Бога живого, к св. Франциску - ангела с "вечным евангелием". Учение Иоахима воскресает в середине 13в. в том ответвлении францисканства, которое присвоило имя спиритуалов. В 1252 Герар или Герардино из Борго-Сан-Доннино издал книгу "Введение в вечное Евангелие" (Introductirius ad evangelium aeternum), где, явно искажая мысль Иоахима. Объявляет "вечным Евангелием" сочинения самого Иоахима. "Introductorius" вызвал бурю в церкви. Арльский собор 1260 осудил ряд положений Иоахима. Комиссия кардиналов, заседавшая в 1263 в Ананьи, сделала из сочинений Герардино и Иоахима извлечения сомнительных мест, которые церковь и объявила заблуждением. Вера в близящееся царство Духа Святого и вечное (духовное) Евангелие останется характерной чертой секты спиритуалов и в сочинениях Умбертино ди Казале, Дольчино и др. будет подвергаться разнообразным переработкам. Влияние идей Иоахима, его мечты об обновлении мира и возрождении церкви Духом Святым можно констатировать во многих мистических и еретических движениях 13 и 14 вв.
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)