|
|
|||
CОЧИНЕНИЯ
Господи, Боже наш, когда Моисей, слуга Твой, обратился к Тебе, истиннейшему учителю, с тем, чтобы дать ответ сынам Израиля о твоем имени, [Ты], зная, что интеллект смертных может понять о тебе, ответил: “Я есть Тот, Кто есть”, открыв свое благословенное имя. Ты есть истинное Бытие, Ты есть полное Бытие. Это, если будет мне возможно, я хотел бы знать. Господи! Помоги мне, ищущему такого полного знания об истинном Бытии, которое есть Ты, какого только может достигнуть наш естественный разум, начиная с сущего, которым Ты наименовал Себя, Хотя имеется много свойств сущего, рассмотрение которых было бы важно для предмета исследования, тем не менее, я буду в первую очередь исходить из сущностного порядка (ordo essentialis), как из средства более плодотворного, следующим образом: в этой первой главе я предпосылаю четыре деления порядка; из них будет определено, сколько есть сущностных порядков. Демонстрация деления, со своей стороны, требует столького: во-первых, [необходимо], чтобы делящие были познаны, и таким образом показано, что они содержатся под делимым, во-вторых, [необходимо], чтобы было явлено различие делящих, в-третьих, [следует] доказать, что делящие исчерпывают делимое. Первое будет в этой главе, прочее – во второй. Здесь, следовательно, я поведу речь о делениях и укажу значения (rationes) делящих. А понимаю я сущностный порядок не в строгом [смысле], как толкуют некоторые, говоря, что последующее расположено в порядке, а предшествующее, или первое, – вне порядка, но в обычном [смысле], согласно чему порядок есть отношение сравнения (relatio aequiparentiae), сказываемое о предшествующем относительно последующего, и наоборот, в соответствии с чем расположенное в порядке, понятно, достаточным образом разделяется на предшествующее и последующее. Итак, следовательно, иногда речь будет идти о порядке, иногда – о предшествовании или о последовании. Первое деление. Итак, во-первых, я говорю, что сущностный порядок, как представляется, разделяется первым делением как эквивокальный [термин] на эквивокативы, а именно, на порядок превосходства и порядок зависимости. Во-первых, предшествующее называется превосходящим, а последующее – превзойденным. Чтобы сказать кратко, все, что более совершенно и благородно по сущности, является таким образом предшествующим. В этом смысле предшествования Аристотель доказывает в девятой книге “Метафизики”, что акт предшествует потенции, называя его предшествующим по виду и по субстанции, говоря: То, что вторично по возникновению, первично по виду и субстанции. Во-вторых, предшествующим называется то, от чего зависит нечто, а последующим – то, что зависит. Значение этого “предшествующего” я мыслю такое (что, используя свидетельство Платона, показывает также и Аристотель в пятой книге “Метафизики”): предшествующее по природе и сущности то, что продолжает существовать без последующего, не наоборот. Я понимаю это так: даже если предшествующее необходимо причиняет последующее и, тем самым, не может без него существовать, то это так не потому, что [предшествующее] нуждается в последующем для своего бытия, но наоборот; поскольку, если принять, что последующее не существует, предшествующее, тем не менее, будет существовать без внесения противоречия. Не так наоборот, поскольку последующее нуждается в предшествующем, каковую потребность мы можем наименовать зависимостью; поэтому мы говорим: все последующее необходимо зависит от предшествующего сущностно; не наоборот, пусть даже иногда последующее необходимо следует за ним. Они могут называться “предшествующим” и “последующим” по субстанции и по виду, как [выше] были названы другие. Однако, ради того, чтобы говорить определенно, пусть они называются предшествующим и последующим согласно зависимости. Второе деление. Оставив порядок по превосходству неразделенным, я подразделяю порядок зависимости; так как зависящее или является причиненным, и то, от чего оно зависит – его причина, или зависящее является причиненным некоей более отдаленной причины, а то, от чего оно зависит, есть более близкое причиненное той же причины. Значение первого члена этого второго деления достаточно понятно, как и то, что содержится под делимым. Ведь ясно, что такое причина и что такое причиненное, и что причиненное сущностно зависит от причины, и что причина – то, от чего оно зависит в соответствии с вышеприведенным значением “предшествующего”, здесь разделенного. Но второй член этого второго деления не ясен сам по себе, и не ясно, каким образом он содержится под делимым. Первое разъясняется так: если имеются два эффекта одной и той же причины, из которых один определен быть причиненным этой причиной прежде и более непосредственным образом, а другой – только посредством этого уже причиненного более непосредственного [эффекта], я говорю, что тот, другой, есть последующее причиненное по отношению к той же причине, а более непосредственное является предшествующим причиненным. Это – смысл данного члена. Из этого я показываю, во вторых, что этот [член] содержится под делимым, а именно, что более отдаленный эффект сущностно зависит от более близкого: во-первых, поскольку он не может существовать без существования того, [более близкого]; во-вторых, поскольку причинность причины соотносится с ними внутри порядка, следовательно, [и т.д.]; и, наоборот, они имеют сущностный порядок между собой, так как сравниваются с третьим, каковое есть причина их обоих, следовательно, [они имеют сущностный порядок] и между собой безотносительно [чего-то третьего]; в-третьих, такая причина познается сама по себе только как ближайшая причина одного только ближайшего [эффекта], и если он не причинен, она познается как отдаленная по отношению к прочим; но уж если он причинен, [эта причина] познается как ближайшая по отношению ко второму [эффекту]. Однако, от отдаленной причины, в силу того, что она удалена, нет причиненного. Итак, второе [причиненное] зависит от причины, которая привела к бытию более близкое [причиненное], значит, и от более близкого бытия. Третье деление. Оба члена этого второго деления подразделяются посредством подразделения в первую очередь второго [члена], поскольку это созвучно уже сказанному. Ибо о предшествующем, которое является более непосредственным причиненным причины, говорится не только что оно более близкое [причиненное] ближайшей причины их обоих, но также и удаленной причины. Допустим, что ближайшая причина одного [причиненного], назовем ее А, никоим образом не является причиной другого [причиненного], В. Но некая другая предшествующая причина – непосредственная причина этого В и удаленная причина [причиненного], для которого другая (т.е. А) – непосредственная причина. Все же между этими причиненными будет иметь место сущностный порядок, как между предшествующим и последующим причиненным; это так, если причинность общей причины этих двух согласно сущностному порядку относится к ним, как к причиненным. Второй член этого деления не столь очевидным образом находится под делимым. Но это доказывается так: поскольку оба причиненных сущностно упорядочены по отношению к третьему, каковое есть их причина, они сущностно упорядочены, следовательно, и между собой. Ведь тогда общая причина познается так, как если бы она была удаленной причиной по отношению к последующему, при том, что предшествующее не причинено; и тогда последующее не может существовать без предшествующего. Четвертое деление. Первый член второго деления, то есть причина, прекрасно подразделяется на четыре хорошо известные причины: целевую, производящую, материальную и формальную. И последующее, ему противолежащее, делится на четыре соответствующие [части], а именно: на то, что направлено к цели, которое для краткости пусть называется целенаправленным, на произведенное, на причненное из материи, что будет называться материализованным, и причиненное посредством формы, что будет называться оформленным. Значения делящих этого деления будут мною оставлены здесь без внимания, поскольку я пространно рассмотрел их в другом месте, и они будут затронуты ниже настолько, насколько того потребует предмет [повествования]. Вкратце излагаю результат этой главы. Сущностный порядок исчерпывается шестью порядками, делящими [его]. А именно, четырьмя порядками причины по отношению к причиненному, одним порядком причиненного по отношению к причиненному (под одним и тем же порядком понимаются два члена третьего деления) и одним порядком превосходящего по отношению к превзойденному. Демонстрация этих делений требует того, чтобы были показаны две [вещи], а именно, что члены любого [из них] различны между собой и что они исчерпывают содержание делимого; эти две [вещи] будут показаны в следующей главе в той мере, в какой это будет необходимо; в той же [главе] будут представлены определенные общие необходимые положения и будут сравниваться вышеупомянутые порядки и их термины сообразно тому, что им необходимо или не необходимо сопутствует, поскольку сравнение указанного имеет большую значимость для последующего.
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)