|
|
|||
ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ Великий
немецкий мистик Иоханн Таулер родился примерно в 1300 г. в семье богатого
купца Николауса Таулера.═ Иоханн рано обратился к внутренней духовной
жизни и, отказавшись от отцовского наследства, вступил в 15 лет в
Доминиканский монастырь в Страсбурге.═
Там он несколько лет был учеником, вероятней всего, Иоханна
фон Штернгассена, а затем три года учился в главном учебном заведении
Ордена "Generalstudium"
в Кельне. Вряд ли он учился
у самого Экхарта, хотя сразу же стал его духовным учеником. Из Кельна Таулер вернулся в Страсбург, не поехав
в Париж для получения магистерского звания, чего от него ожидали.
В
Таулере очень рано проявился могучий дар проповедника, но проповедника
особого все, что он говорил о Боге было для него живой действительностью.
Его проповеди в соборах , многочисленных женских монастырях
и на площадях были настолько мощны по глубине чувств и языку, так
близки к жизни, что очень быстро Таулер стал одним из самых известных
проповедников своего времени. Таулер
сближается с "Друзьями Господа"[1],
обществом или скорее братством Братство "Друзей Господа" просуществовало недолго,
и уже в начале XV века само название братства стало поводом для насмешек
(вероятно, большую роль в этом сыграли обвинения в ереси).
Но для Таулера "Друзья
Господа" были благодарной средой жадных слушателей его проповедей,
их собирателей и, на что он надеялся,
последователей его духовной практики.
В
своих проповедях Таулер обсуждает богословские и философские темы,
и предпочитает при этом язык неоплатонизма и стремится защитить от
нападок спорные и осуждаемые официальной церковью положения учения
Экхарта, часто делая это в завуалированной форме. Он старался толковать их в традиционно церковном
духе. Главным авторитетом для
Таулера - богослова являлся Дионисий Ареопагит, которого он часто
цитирует. Во время учебы в Страсбурге он, кроме того,
основательно изучил труды Фомы Аквинского, однако же сознательно отходил
от некоторых его положений, в частности, не разделял его мнение, что
человеческий интеллект стоит превыше воли, хотя, конечно же , ссылался
на него с большим пиететом. Что такое собственно мистическое учение Таулера ? Бог,
говорит Таулер, есть ничто, ничто в том смысле, что мы не в состоянии
назвать, постичь или опытно воспринять Его, пока не обретем той "нищеты
духа", которая существенна для созерцания. Между тем, мы можем, скорее,
узнать, что не есть Бог, а не что Он есть; поэтому наше знание о Боге
определяется высшим по отношению ко всему тварному отношением, а не
сходством с ним. Следовательно, пока разум человека не избавится полностью
от всех чувственных и рассудочных образов, он не может созерцать Бога,
ибо Бог таким образом непознаваем. Только через нищету духа мо╜жет
войти разум в состояние достаточной пассивности и восприимчивости,
состояние, позволяющее ему переживать глубоко внутреннее соединение
с Богом.
С
другой стороны, жизнь человека протекает на трех уровнях: чувственном,
рациональном и высшем, называемом Gemut. Благодаря умерщвлению плоти
и самоотречению поднимается человек над умопостигаемостью идей и образов
настолько, что ему открывается вход в Grand души. Сюда входит и отречение
от низших страстей, достигаемое усиленным аскетизмом, и отречение
от собственной воли через полное подчинение Божественной воле. Невозможно
подобрать имени для Grund души, как невозможно дать имени Богу, однако
Grund, или центр души, отличается от ее способностей, хотя и наделяет
их действенной силой.
Gemut, в свою очередь, обладает большей силой, чем способности души, и может постоянно пребывать в деятельном состоянии, даже когда умолкают интеллект и воля. Grund души - это сфера мистического опыта, и поскольку ни разуму, ни воле не доступен Grund, или центр души, то созерцательный опыт оказывается недоступным природным способностям души. Итак, как идея в божественном разуме, мы существуем в Боге от самой вечности, которая тождественна божественному бытию. Следовательно, от самой вечности мы связаны с Богом и задача, которую мы должны осуществить на земле, - возвращение в единство с Божественным, что достижимо, если человек вернется к Grund, или к центу души, где обитает Троица. Однако поскольку разум и воля не в состоянии проникнуть в Grund и войти в общение с Троицей, то двумя дарами Святого Духа ≈ пониманием и премудростью ≈ направляется душа в свой центр, находящийся за пределами человеческой жизни и знания, в те глубины, где Бог предстает Собой, то есть таким, каков Он есть, и познается таким, какой Он есть по Своему существу. В этом состоят мистическое соединение и созерцание, и здесь между Богом и душой не проникает ни единая тварь; Божественная сущность непосредственно соединяется с душой в ее центре." Таково
мистическое учение Таулера, это даже не учение, а глубокое внутреннее
убеждение, подтвержденное собственным опытом, что "Царство Божие
внутри нас". Он давал своей пастве очень конкретные советы, как
обрести это Царство и в чем оно состоит. Он учил, что это Царство
следует искать там, где оно спрятано в глубине души. Кто подготовит
свою душу, очистив ее от всех помыслов, желаний, чувств и образов,
что в ней сможет родиться Бог, тот по праву может быть назван блаженным.
"Стань безмолвным, оставь себя, не полагайся на разум, стань абсолютно
пустым -и тогда Бог заполнит эту пустоту". В мистике Таулера в отличие
от его учителя Экхарта менее выражены умозрительные спекуляции и гораздо
более═ душеспасительные мотивы. Не зря его называли
⌠учителем жизни■. Он учил достигать таинственного Богооткровения,
учил Богопознанию, прибегая к самым понятным и земным образам виноградаря
или рыбака, тем самым возвращаясь к вечным истокам евангельским притчам, от которых удалились в своих спекуляциях средневековые
умники. Но его проповеди были аристократичны и по мысли, и по языку,
и были адресованы избранному кругу подготовленных слушателей "Друзей Господа". Главные их темы
"скрытая" жизнь души,
внутренний человек, его победы и поражения. Наряду с этим Таулер большое
внимание уделял повседневной жизни человека в миру ≈ необходимости
добросовестно и неукоснительно следовать своему земному предназначению,
трудиться, заботиться о семье и детях, более того , он делал эти гражданские
доблести однимиз непременных, хотя и не главных, условий достижения
Царства Божия, Видимо, в этом разгадка его особой популярности в последующие
времена ≈ ведь именно на него ссылался Лютер, реформируя Церковь. Доктрина Таулера не избежала критики, но ее отстаивали Блозий, св. Петр Канизий и картезианец Лоренс Сурий. В шестнадцатом веке проповеди Таулера были либо осуждены, либо запрещены во Франции, в Испании и в Бельгии, а в семнадцатом веке его учение было искажено квиетистами. И вплоть до девятнадцатого века (когда благодаря таким ученым, как Денифле имя Таулера было восстановлено в ряду ортодоксальных теологов) доктрину Таулера воспринимали только в оболочке квиетизма Умер Иоханн Таулер 16 июня 1361 г. и погребен в своем монастыре в Страсбурге, в котором за исключением коротких отлучек провел всю свою жизнь. Русский
читатель не знаком с творчеством Таулера, хотя в прошлом веке интерес
к нему был велик, Первое издание на русском языке было подготовлено
в 1913г., но из-за начавшейся войны так и не увидело света.═
Таким образом предлагаемые здесь читателю проповеди Иоханна
Таулера публикуются на русском языке впервые. [1] Понятие ⌠Друзья Господа■ пришло из Евангелия═ ( ⌠ Вы друзья мои, если исполняете то. что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его.═ Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего■, ≈═ Ин.15. 14).═ Уже в XII веке понятие ⌠Друзья Господа■ встречается у немецких духовных писателей, правда, в основном применительно к библейским персонажам.═ В XIII веке это понятие приобретает более широкое распространение и более определенное значение:═ впервые у Мехтхильды Магдебургской появляется упоминание об избранных друзьях Господа, христианах, которые═ желают═ удалиться от толпы ( но не от мира ) ,═ посвятив свои мысли только Богу, Духу и Истине.═ Это братство, первоначально называвшееся═ Amici Dei, отклонилось от официальной церкви и в 1210-м году было обвинено в ереси. То братство ⌠Друзей Господа■,═ к которому относились Экхарт, Таулер и═ Сузо, сформировалось в XIV веке, хотя вопрос о том, было ли оно формально организовано и имело ли структуру,═ во главе которой стояли═ ⌠Друзья Господа из Оберланда■, до сих пор остается открытым.═ Поводом для утверждения о существовании такого братства═ является рукопись, найденная в Иоаннитском монастыре в Страсбурге, в состав которой входило 16 трактатов различных анонимных авторов.═ Из этих трактатов следует, что все они возникли в Оберланде, где между их читателями была постоянная связь и обмен письмами. У каждого из авторов трактатов есть свой═ круг читателей и все они ссылаются в своих сочинениях на Мастера, который учит, как жить в окружении фарисеев и избежать обвинений в ереси. В этом "Мастере" без труда можно узнать Иоханна Таулера.
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)