Petrus Lombardus
Петр Ломбардский
(1095-1160гг.)

 

CОЧИНЕНИЯ

СЕНТЕНЦИИ

КНИГА IV Раздел III Глава I

Показывает, как через творение можно постичь Творца. 1. Апостол говорит (Римл. 1), что "невидимое Бога, его вечная сила и божество постигается творением вселенной через то, что сотворено доступным пониманию". Под творением вселенной понимается человек, из-за превосходства, которым он отличается среди других творений; или из-за согласия, которое он имеет со всем творением. Человек, следовательно, смог постичь, или даже постиг невидимое Бога силой мысли через то, что сотворено, то есть, через творения видимые или невидимые. Ведь человеку помогали два обстоятельства: а именно, природа, которая была разумной, и дела, сотворенные Богом (так), чтобы человеку открылась истина. Потому Апостол сказал: "Ибо Бог явил им", а именно, когда сотворил дела, в которых в известной мере сияет отражение творца.

Первый путь или способ, которым можно постичь Бога. 2. Ведь как говорит Амвросий, "что Бог, который невидим природой, может быть познан также видимыми вещами, сотворил дело, которое обнаружило Творца в его видимости; что через определенное можно познать неопределенное, и можно было поверит, что тот, кто сделал то, что невозможно сделать человеку, - это Бог всего". Следовательно, они смогли понять, или постигли, что превыше всякого творения есть тот, кто сделал то, что никакое из творений не в состоянии сделать или разрушить. Пусть какая угодно сила будет прибавлена для того, чтобы сотворить, и пусть оно сделает такое небо и землю; и я скажу, что оно Бог. Но так как никакое творение не в состоянии делать такое, не подлежит сомнению, что свыше всякого творения есть тот, кто сделал это, и благодаря этому человеческий разум смог постичь, что это есть Бог.

Второй пусть, которым можно постичь <Бога>, или способ, которым они <люди> узнали. 3. Другим также способом они смогли постичь или даже постигли истину Бога; <а именно>, руководствуясь разумом: ведь как говорит Августин в книге "О граде Божьем": "Величайшие философы увидели, что Бог вовсе не есть тело, и поэтому, чтобы найти Бога, стали выше всех тел; ведь они увидели, что всё, что изменчиво, не есть высший Бог и начало всего: и поэтому они стали выше всякой души и изменчивых духов. Далее они увидели, что всё, что изменчиво, может существовать только от того, который существует неизменно и просто. Следовательно, они поняли, что он сотворил всё это, и сам не мог быть сотворён никем".

Третий путь или способ. 4. Ведь они рассуждали, что всё, что существует, есть или тело, или дух: и дух есть нечто лучшее, чем тело, но гораздо лучше тот, кто сотворил дух и тело.

Четвертый способ или путь. 5. Они поняли также, что вид тела постигается чувствами, а вид души постигается умом; и постигаемый умом вид они поставили выше постигаемого чувствами. Постигаемым чувствами мы называем то, что может восприниматься зрением и телесным осязанием; а постигаемым посредством ума - то, что может быть понято взором ума. Итак, так как, на их взгляд, и тело и душа более или менее имеют вид; и так как если бы они могли быть лишенными всякого вида, то не существовали бы вовсе, они увидели, что есть нечто, чем это имеющее вид сотворено, где есть первый и неизменный, и потому не допускающий сравнения, вид; и совершенно правильно полагали, что это есть начало вещей, которое не сотворено, но которым сотворено "всё". Вот сколько есть способов, которыми можно постичь Бога. Следовательно, несмотря на то, что Бог есть одна и простая сущность, которая не состоит из каких-либо разных частей или акциденций [дословно: из разницы частей или акциденций], Апостол, однако, говорит во множественном числе: "невидимые <вещи>" Бога, так как многими способами познается истина Бога через то, что сотворено. И ведь по бесконечности творений узнается вечный создатель, по величию творений - всемогущий, по порядку и расположению - мудрый, по управлению - благой. Это же всё имеет отношение к единству божества, которое нужно показать.

Как в творениях [про]является след Троицы. 6. Сейчас остается показать, можно ли увидеть какой-либо признак или слабое доказательство Троицы через то, что сотворено. Об этом Августин в шестой главе шестой книги "О Троице" говорит: "Следует, чтобы мы, постигая разумом Творца через то, что сотворено, подразумевали Троицу. Ибо след этой Троицы виден в творениях. Они ведь показывают в самих себе то, что сотворено божественным искусством, и определенное единство, и вид, и порядок. Ибо каждая из этих сотворенных вещей есть нечто одно, как природы тел и свойства душ; и сформирована она каким-то образом, как облики или качества тел, и вера или знания душ; и каждая из них стремится к определенному порядку или сохраняет его, как массы или положения тел, и любовь или пристрастия душ, и таким образом в творениях ярко сияет след Троицы. Ведь в этой Троице заключается высшее начало всех вещей и совершеннейшая красота, и самое блаженное наслаждение. Высшее же начало, как показывает Августин в книге "Об истинной вере", понимается как Бог Отец, от которого все существует, от которого существуют Сын и Св. Дух. Совершеннейшая красота понимается как Сын, то есть истина Отца, ни в каком отношении не подобный ему; коего мы чтим с самим и в самом Отце; эта <истина> есть форма всех вещей, которые сотворены с <самого> начала, и <которые> возвращаются к одному. Однако все эти вещи не могли быть сделаны Отцом через Сына, и не могли остаться целыми в своих границах, если бы Бог не был в высшей степени добр, и если бы он не был тем, который не завидует никакой природе, которая добра от него; <и если бы он не был тем>, который дал, сколько хотел, одного, сколько мог - другого, чтобы осталась в самом добре эта доброта, которая понимается как Св. Дух, который есть дар Отца и Сына. Поэтому нам следует равно любить и почитать сам дар Бога, неизменный с Отцом и Сыном. Итак, рассмотрев творения, мы понимаем Троицу как одну субстанцию, то есть одного Бога Отца, от которого мы существуем, и Сына, через которого мы существуем, и Св. Духа, в котором мы существуем, то есть, начало, к которому мы возвращаемся, и форма, которой мы следуем, и милость, благодаря которой мы примиряемся; то есть одного <мы понимаем> как творца, которым мы созданы, и подобие его, через которое мы преобразуемся к единству, и мир, каковым мы присоединяемся к единству, то есть Бога, который сказал, Бытие, 1: "Да будет свет", и Слово, через которое сотворено всё, что существует в субстанциях или природе; и дар милости его, благодаря которой ему угодно, чтобы не погибло то, что сотворено им через слово и примиряется с творцом. Следовательно, показано, как образ Троицы открывается определенным образом в творениях; ведь невозможно иметь достаточное знание о Троице через рассмотрение творений без веры или внутреннего вдохновения, не проявляя знания или внутреннего вдохновения>. Поэтому эти древние философы увидели истину как будто сквозь тень и на расстоянии, ошибаясь в видении Троицы, как <ошиблись> маги Фараона в третьем знаке (Исход, 8). Однако, верить в невидимые вещи <досл. в вере> нам помогает то, что сотворено.

 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)