Raimondus Lullius
Раймонд Луллий
(ок. 1235 - ок. 1316 гг.)

 

ИССЛЕДОВАНИЯ - КОММЕНТАРИИ - ССЫЛКИ

"Книга любящего и Любимого" Раймонда Луллия /1/

Предисловие

Серафическая мистика любви Раймонда Луллия проистекает из францисканского принципа жизни во имя Любви. Наиболее известное произведение Луллия "Книга любящего и Любимого" (часть обширного произведения Blanguerna/3/), была написана как путеводитель к созерцанию и содержит краткий отрывок на каждый день года. Полное францисканской мягкости, Божией любви, благоговения перед воплощением и страстями Христа, это произведение отдает исламскими мистическими образами. На первый взгляд это произведение кажется собранием афоризмов о любви. Однако, три главных персонажа: влюбленный, Любимый и любовь придают книге единство. Влюбленный представляет христианское искание, а иногда, самого Христа. Любимый - это Бог, которого влюбленный ищет в некоем длительном и опасном путешествии.

Любовь -некая мистическая трансцендентная личность, представленная как любовью влюбленного, так и любовью Любимого. Книга Луллия получила такую популярность, что являлась самой обожаемой книгой в западном мире, после "Подражания Христу". Тексты выбраны, чтобы проиллюстрировать поэтическое искусство Луллия и ту практику, какую он старается применить в самых двусмысленных высказываниях (в подражание мусульманским судиям), чтобы подчеркнуть идею книги: совершенное единство между Любимым и влюбленным. Хотя "влюбленный и Любимый раздельно", они "являются некой единой реальностью в сущем". "Как вода смешивается с вином" и как "цвет смешивается со светом", так влюбленный и Любимый становятся неким единым существом. Наконец, связь влюбленного, Любимого и любви представляет некую "видимость Троицы". Выбранные тексты высвечивают с другой стороны христоцентрическую мистику Луллия. По зову человеческой и божественной природу Христа Любимый обращается к влюбленному, чтобы придать ему способность возвыситься до Него. Хотя сердце влюбленного может воспарить, Любимый должен быть еще любимым "в глубинах этого мира", созерцаем "в искушениях и испытаниях" этой жизни. "Серафическая" мистика любви и "херувимская" мистика разума Луллия подчеркивают, что воля, память и разум должны возвышаться до созерцания Любимого. Свет, который исходит от Любимого, рассеивает всякую тьму и грех. Через свет Любимый "открывает себя своим влюбленным".. Тем не менее безумие от любви, иной раз отнимает волю и разум, оставляя только "воспоминание о Любимом".

Номер 97 текста является одним из наиболее прекрасных гимнов любви в христианской мистической традиции.

Номера 277, 348, 350 и 351 являются наиболее мистическими и сложными. Согласно Луллия, любовь является "связью" и "свободой". Он пережил то, что написал: "Всякую сотворенную вещь вам следует любить, потому что это есть повеление Любви"/4/.

Примечания

1/ Полные сведения см. в прекрасном введении G. Zinn a Riccardo di san Vittore in Richard of St. Victor. The Twelve Patriarch, The Mystical Ark, Book Three of Trinity, trad. e int. G. A. Zinn, Mahwah N. J., Paulist Perss 1979, pp. 1-49; cf in trad. it. I quattro gradi dell` ardente carita, Roma, 1971.

2/ Richhard of St. Victor: Selected Writings on Contemplation, trad. intr. e note C. Kirchberger, New York, Harper et Brathers, 1957, pp. 213-233.

3/ Ramon Lull, Blanquerna: F Therteenth Century Romance, trad. E. Allison Peers, London, Jarrolds Pablishers 1926, libro V, cap. XCIX, pp. 411 - 468, 532-533: cf. In trad. it. II libro dell` amante e dell` amato, Reggio Emilia, Cutta Armoniosa 1978: II libro dell` amico e dell`amato. Dialoghi mistici, Roma, Citta Nuova, 1991.

4/ J.N. Hillgarth, Ramon Lull and Lullism in Fouteen Century France, Oxford, Warburg Stidies, 1971.

 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)