|
|
|||
ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ Раймонд Луллий - испанский философ - мистик, писатель, поэт, миссионер, родился на острове Майорке в знатной каталонской семье. Юность провел при дворе Якова I "завоевателя", короля Арагонского. В более зрелые годы был сенешалем при дворе короля и наставником его сына, будущего короля Майорки Якова II. В 1257 г.Луллий женился. Несмотря на то, что у него была семья, он имел много любовных приключений, которые давали богатый материал для его любовно-эротической лирики. Примерно в 30-летнем возрасте (1265 г.) у Луллия происходит глубокое внутреннее перерождение. Однажды во время сочинения любовных стихов ему было видение распятого Христа, который сказал ему : "О, Раймунд, следуй за мной!" Видение повторилось еще несколько раз. Луллий испытал огромное потрясение, оставил светскую жизнь, королевский двор, покинул семью (к этому времени у него уже было двое детей) и удалился на гору Мирамар. Там он проводит около 10 лет своей жизни, живя отшельником, подготавливая себя к деятельности миссионера, размышляя о более действенных способах обращения неверных в христианскую веру. В 1275 г. во время длительного поста на горе Ранда Луллия озаряет идея метода, которую он излагает в своем труде под названием "Ars Magna" - "Великое искусство". С помощью этого метода, по мнению Луллия,можно будет любому человеку с легкостью понять и усвоить все истины веры и открыть новые для ее подтверждения. Луллий посещает университеты и монастыри Франции, Италии и Испании с целью пропаганды своего "Великого искусства". О его огромном авторитете говорит тот факт, что его трижды приглашают читать лекции в Парижском университете - центре интеллектуальной жизни того времени, хотя он не имел какой-либо ученой степени. Луллий приходит к осознанию того, что для успешного распространения христианства среди магометан и иудеев необходимо знание их родного языка. Он выучил арабский язык от своего слуги, проштудировал труды арабских философов. В 1276 году при содействии Якова II Луллий открывает на Майорке колледж, в котором изучается арабский язык. Более широкая организация изучения языков "неверных" с трудом пробивает себе дорогу, хотя Луллий неоднократно обращался к королям европейских государств и к папе римскому. Только в 1311 году было дано папское разрешение для изучения арабского, еврейского и греческого языков в университетах Европы. Для этой же цели - доказательства истин христианства, обращения неверующих к вере и для более глубокого ознакомления простых людей с вопросами теологии. Луллий один из первых в Европе стал писать свои труды не только на латинском, но и на своем родном языке. Его считают одним из создателей каталонского литературного языка. Утопический роман "Бланкверна" был написан им на арабском, латинском и каталонском языках. Луллий предпринимает энергичные попытки организации широкого миссионерского движения, которое обращало бы неверных в христианскую веру не с помощью огня и меча, как это было в крестовых походах, но с помощью убеждения, с помощью доводов разума. Однако его действия не находят поддержки у римского папы. Поэтому Луллий самостоятельно посещает Мессины, Кипр, Армению, четыре раза Африку. Во время одного из первых посещений Африки он был заключен в тюрьму и затем выдворен на родину. Во время последнего посещения, когда ему было уже 80 лет, за проповедование христианства на площади в Багио, в Тунисе, он был побит камнями. Тело его на корабле было доставлено на Майорку генуэзским купцом Стефаном Колумбом, предком Христофора Колумба. В истории философии Луллий остался главным образом благодаря созданию "Ars Magna"- "Великое искусство" - по мнению его автора, представляет собой универсальный способ открытия истин. В основе метода положены определенные действия с фигурами, которые представляют собой концентрические круги, вложенные друг в друга. Круги разделены на сектора. Каждый сектор обозначен определенной буквой латинского алфавита. Буквы обозначают категории и понятия, лежащие в основании какой- либо науки и принимаемые всеми без доказательства из-за своей самоочевидности. Количество кругов и секторов в различных работах Луллия различно. Вращая круги относительно друг друга, можно считывать получающиеся комбинации терминов, из которых составляются суждения и умозаключения. Таким образом строилось все здание данной науки. Луллий во множестве сочинений проповедовал свое искусство, создавая различные ( полные и краткие) его варианты и применяя его ко многим областям знания : физике, астрономии, медицине, праву, математике, мнемонике, риторике. В истории философии и логики это была первая попытка механически смоделировать человеческое мышление. В споре с номиналистами Луллий отстаивал позиции крайнего реализма. Он исходит из положения о тождестве мышления и бытия. Общие понятия рассматриваются им как существующие самостоятельно. Логической связи идей соответствует мир действительных вещей. Человеческая логика подобна логике, по которой Бог создал мир. В вопросе о соотношении веры и знания Луллий защищает тезис о единой истине. Считая, что постулаты веры могут и должны доказываться с помощью разума, он выступал с резкой критикой мышления аввероистов о двух истинах, разделявших истину веры и истину разума. Учение Луллия, которого называли "doctor illuminatus"- "озаренный наставник" и "doctor illuminatissus"- "озареннейший наставник", имело множество последователей. Наиболее известным из них был Джордано Бруно, многие произведения которого посвящены попыткам усовершенствования луллиевого искусства и применения этого искусства к различным областям человеческой деятельности. Труды Луллия оказали также влияние на Кузанского, Гассенди, Лейбница. Но были и противники этого учения. В 1372 г. доминиканским монахом Николаем Эймерком было выдвинуто обвинение против Луллия в различных ересях, но поддержки не получило. Позднее Дж. Свифт вывел в своем романе "Путешествие Гулливера" карикатурный образ луллиста. В России учение Луллия стало известно в конце XVII века благодаря деятельности А.Х. Белобоцкого. Он перевел "Ars brevis" - "краткое искусство", и сделал вольное переложение "Ars Magna". Они были довольно широко распространены в рукописных книгах, особенно среди старообрядцев. В настоящее время на Майорке существует школа луллистов, издается журнал "Estudios Llulianos", посвященный изучению творческого наследия Луллия, проводятся международные конференции. 1997 Кульматов В.
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)