Richardus a Saint-Victore
Рихард Сен-Викторский
(ок. 1173 г.)

 

ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ

Рихард Сен-Викторский был первым теологом, кто выработал стройную теологию мистической жизни. Символически они воплощают путешествие от чистой аскетики к познанию самого себя и высшую точку имеет в созерцательном познании самых глубоких тайн Божиих.

Этот духовный гигант XII века, писания которого оказали большое влияние на будущие века, был выдающимся проповедником, духовным наставником, теологом и обладал даром созерцания. Данте прославил Рихарда Сен-Викторского за его "сверхчеловеческую" способность созерцания. Св. Бонавентура признавал его не только как "современного" учителя созерцания, но видел в нем возрождение истинной христианской мистичности Первых Отцов Церкви. Сегодня Рихард Сен-Викторский известен как один из первых серьезных теологов западного средневековья, а также как мистический гения XII века. Кроме того, он знаменит как учитель созерцания и любви. Немного известно о первых годах жизни Рихарда. Возможно, он родился в Шотландии. Очень молодым он стал монахом в Сен-Викторском аббатстве, располагавшемся на левом берегу Сены, где был расположен университетский городок, каким и был Париж. Аббатство следовало Правилу (уставу) св. Августина и имело серьезную репутацию в церковных кругах за подвижническую жизнь монахов этого аббатства. Монахи посвящали себя созерцанию, строгому изучению Библии и Святых Отцов. Они были также известны за исключительное великолепие службы. Благодаря близости и открытости теологических школ Парижа, Сен-Викторское аббатство знало и пользовалось "новой" теологией эпохи, т.е. схоластикой, некой формой философского и теологического исследования, основанной на исключительно строгих формальных методах рассуждения. Так что монахи были известны также по их теологическим тонкостям. Рихард был верным учеником Гуго Сен-Викторского, которого он по справедливости называл "лучшим теологом нашего времени". Гуго передал Рихарду особую выучку в теологических методах его времени. И, все-таки, отстраняясь от весьма "научного" сближения с Гуго, Рихард настаивал на том, что истина добывается через духовное рассмотрение и созерцание, а не рациональной индукцией. Только созерцание может в высшем анализе проникнуть в материальное и духовное творение Божие, как и чудо божественной сущности и Триединства Божия. С любовью, как своей движущей силой, оно (созерцание) не довольствуется ничем иным, кроме как видением Божиим. Глубоко созерцательное отношение Рихарда к теологии сильно отличалось от рационалистического акцента Абеляра и Петра Ломбардского. Как ученик Гуго, как, впрочем Гильом де св. Тьерри, так и св. Бернард, Рихард придавал рациональной диалектике самую большую роль в теологической науке. Как Гильом, так и Бернард он совершенно сознательно смешивал познание и любовь. Тонкий и самостоятельный ум Рихард придавал рациональной диалектике самую большую роль в теологической науке. Он полагал, что любовь рождается из познания, и что размышление должно пребывать прежде созерцания. Например, хотя Рихард считал Троицу высшим предметом созерцания и реальность "по ту сторону и сверх" разума, он не решался вступить в борьбу с "необходимыми основаниями" для доказательства сущности Троицы. Его проникновенный теологический трактат о Троице убедительным образом утверждает, что Бог как совершенная любовь, не может оставаться в себе самом, но должен идти к некоторой иной личности равного достоинства и ценности. По Рихарду, второе божественное Лицо "происходит" из любви. Кроме того, совершенная любовь вызывает третье Лицо, с которым первых два Лица могут сочетать наслаждение любви, или, которое может быть объектом их общей любви. Поэтому совершенная любовь должна быть дана, получена и распределена в сопричастии; Бог, как совершенно единый в сущности, должен дать, получить и распределить эту любовь в Трех Лицах.

 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)