|
|
|||
CОЧИНЕНИЯ Беседы на Шестоднев (X и XI беседы на Шестоднев) Аннотация к беседам, публикуемым на русском языке Две проповеди-беседы святого Василия Великого, епископа Кесарийского, «О сотворении человека» публикуются на русском языке впервые. Однако они не представляют собой совершенно нового открытия. Патриотическая традиция знала и бережно передавала их из века в век в многочисленных рукописях. Уверенности же относительно авторства этих бесед не было: одни издатели приписывали их Василию Великому, другие — его брату, святому Григорию Нисскому. В конечном счете, авторство стали приписывать последнему на основании замечания святого Григория Нисского, который в предисловии к своему сочинению «Об устроении человека» говорит, что в «Шестодневе» его брата Василия «недостает рассуждения о человеке», и при этом дает понять, что он сам намерен восполнить этот пробел. В самом деле, девятую беседу своего Шестоднева, которая до сих пор считалась последней, святой Василий Великий заканчивает словами: «В чем же состоит факт подобия человека Богу? Вот о чем, если Бог поможет мы будем говорить в следующих беседах». Вскоре после этого он умер (1 января 379 т.), а его Шестоднев в составе девяти проповедей, продолжал распространяться в том же объеме. На этом основании, да еще благодаря замечанию Григория Нисского, у части позднейших издателей сложилось убеждение, что великому поборнику православного вероучения так и не удалось исполнить своего обещания. Установлением авторства этих произведений в течение нескольких лет занимались французские ученые — патрологи Алексис Сметс и Мишель ван Эсброэк. Они всесторонне исследовали сохранившиеся тридцать три наиболее древние рукописи (X–XIV вв.), отыскали следы этих произведений в патристической литературной традиции и неопровержимо доказали, что их подлинным автором является святой Василий Великий, епископ Кесарийский. Авторы исследования А. Сметс и М. ван Эсброэк считают причиной раздельного существования первых девяти бесед под названием «Шестоднев» и двух последующих «О сотворении человека» болезнь автора, на которую святой Василий ссылается в начале 10-й беседы: «Я приступаю к тому, чтобы сполна уплатить старый долг; возврат его я задержал не по злому умыслу, а из-за телесной немощи». Естественно предположить, утверждают исследователи, что, когда появились последние две беседы, первые уже были изданы отдельным сборником. Знал ли святой Григорий Нисский о существовании этих двух проповедей своего брата? Исследователи отвечают на этот вопрос утвердительно. Так почему же он замалчивай их? Французские патрологи видят причину этого в исторической ситуации 70-х — 80-х годов IV века, в острой идейной борьбе между защитниками Православия во главе с Василием Великим, а после его смерти — Григорием Нисским и поборниками арианской ереси, предводительствуемыми арианским ритором Евномием. По тактическим соображениям в ходе этих событий святой Григорий Нисский счел нужным выступить с собственным трактатом на ту же тему. Однако эти два произведения святого Василия Великого не погибли. Сохранились и несомненные доказательства его авторства: в целом ряде манускриптов, причем наиболее древних и наименее подверженных произвольным стилистическим и доктринальным ретушировкам, эти две проповеди воспроизводятся с указанием авторства святого Василия Великого и обычно следуют под номерами 10 и 11 сразу же за «Шестодневом», либо выступают как самостоятельное произведение. В пользу его же авторства свидетельствуют упоминания об этих произведениях в разной форме у Прокопия из Газы (VI в.), в Loci communes (авторство спорное; Максим Исповедник, ум. 662 г.; Иоанн Дамаскин, ум. ок. 749 г.: Антоний Мелисса, XI век), у патриарха Константинопольского Никифора (ум. 829 г.). Полностью воспроизведены эти сочинения под именем святого Василия, хотя и с соответствующими доктринальными подчистками, в Антологии иконоборческого Собора 815 года. В ряде древних рукописей, после заголовка к этим двум произведениям, помещен краткий комментарий по поводу отношения издателя к вопросу об авторстве. Вот один из них: «Необходимо знать, что эти две беседы некоторыми ставятся под сомнение: принадлежат ля они Василию Великому? Если верить покойному Феодору Студиту и его доказательствам, то следует признать, что они действительно принадлежат этому знаменитому Отцу. Как бы то ни было, их надо сохранять и почитать, потому что благодать Святого Духа действует во всех святых». Принадлежность девяти бесед «Шестоднева» двух проповедей перу одного автора убедительно доказывается также единством стиля, Композиции этих произведений, приемов обращения к аудитории и т. д., что мастерски анализируется в исследовании А. Сметса и М. ван Эброэка. Патрологическое исследование А. Сметса и ван Эсброэка, опубликованное в серии «Христианские источники» (№ 160, Париж, 1970) устранило всякие сомнения относительно их принадлежности святому Василию Великому. В
издании взятом для настоящего перевода («ЖМП», № 1, с. 29–30, и
№3. с. 33), каждой беседе предшествует план, написанный на греческом
языке, и подзаголовки издателей к главам каждой беседы — на французском
языке. Приводим их русский перевод: ПЛАН ПЕРВОЙ БЕСЕДЫВступление.
О необходимости познания самого себя (1). Чудо тела (2). ГЛАВЫ ПЕРВОЙ БЕСЕДЫ1.
В предыдущих беседах святой отец пообещал преподать нам, что значит
«человек по образу» и как он участвует в подобии. После некоторого
перерыва он припоминает свое обещание и говорит: «Я приступаю к
тому, чтобы сполна уплатить старый долг».
2. В предыдущей беседе он показал, что Отец сказал Сыну: «Сотворим человека по образу Нашему». 3. Об Отце, Сыне и Святом Духе, — слава которых едина. 4. Что значит «по образу Божию»? 5. Бог познается не по внешней форме, но по силе. 6. Не от формы тела зависит наше бытие «по образу», но тленное обязано своей формой нетленному. 7. Сравнение, в отношении тела, человека с верблюдом и дикими животными. 8. Нам была дана власть господства. 9. Владычество над морскими животными дано было нам в первую очередь. 10. Дельфины и их покорность. 11. Человеческая изобретательность. 12. Лев и его ловец. 13. Пантеры, которыми забавляется человек. 14. Птицы. 15. Орел. 16. Пресмыкающиеся. 17. Подобно возрастанию прочих животных, человек начинает с малого и достигает полноты роста. 18. Пределы роста. 19. Деление земли на три части: одна — для жительства, другая —для сельского хозяйства, третья — под пастбища четвероногим. 20. Бытие по образу и подобию. Первым обладаем мы в силу творения, второе приобретаем усилием воли. 21. Как мы становимся по подобию. 22. Женщина: она тоже обладает бытием по образу, как и мужчина. 23. Как мы уподобляемся Богу. 24. Опровержение тех, кто утверждает, что в нас нет диких зверей. 25. Как властвовать над страстями и дикими зверями, которые в нас. ПЛАН ВТОРОЙ БЕСЕДЫВступление.
ГЛАВЫ ВТОРОЙ БЕСЕДЫ 1.
Сравнение между происхождением человека и происхождением света..
2. Для неразумных существ слово «возрастайте» было сказано в смысле телесного совершенствования, для нас же — в отношении человека внутреннего. 3. Даже плотоядные питались некогда плодами земными. 4. Коршуны обычно питаются трупами. 5. Врачи, лечащие больных сообразуясь с райским режимом, запрещают обильную пищу и излечивают болезнь при помощи плодов и зерна. 6. О математике и тех, кто предается наукам подобного рода. 7. Седьмой день, то есть суббота. 8. Восьмой день — день Господа или день Суда. 9. День будущего века и что в сей день совершится. 10. Дела земные будут оставлены в тот день. 11. Памятование, что мы рождены от праха, сковывает гнев. 12. О гордых и тщеславных. 13. Строение неразумных существ и строение человека. 14. Глаз и его внутренние оболочки. 15. Веки и защитники (глаза). 16. Брови и их роль. 17. Ограда бровей, сравнение с виноградником. Печатается по изданию: «Журнал Московской Патриархии», 1972, № 1
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)