(отрывки)
II.8.
О превосходстве первосвященнического сана и власти.
...
Там всмотримся же теперь внимательнее: кто ты есть? иначе же говоря,
какое лицо представляешь ты ныне в Божией церкви?
Кто
ты есть? Иерей великий, первосвященник высочайший, первый меж
епископов, наследник апостолов; предпочтением Авель, кормчим правлением
Ной, патриаршеством Авраам, положением Мельхиседек, достоинством
Аарон, значением Моисей, судейством Самуил, властию Петр, помазанием
Христос.
Ты
- тот, кому ключи вверены, кому овцы доверены? есть и иные небес
ключари и паств пастыри? но ты настолько превосходишь их славою,
насколько иное унаследовано тобою звание. Они пасут стада распределенные,
каждому каждое, - тебе доверено стадо целокупное, единому единое.
И не только над овцами, но и над пастырями ты надо всеми единый
пастырь. Из чего я сие заключаю, спросишь ты? Из слова Господнего.
Ибо кому иному из епископов -- более того, кому из апостолов!
-- столь совершенно и столь безраздельно доверены были все овцы
Господни? "Если любишь меня, Петр, паси овец моих"(От Иоанна,
21, 16). Каких овец? народы ли такого-то и такого края, или страны,
или царства? Нет: овец моих, сказано. Кому же из этого не ясно,
что Господь этими словами не раздельные стада распределил, но
единое стадо определил? Где нет различения, там нет и исключения.
И разве не были при этом прочие ученики Господни, когда избрав
своим доверием единого, пред всеми явил он единство единого стада
и единого пастыря, по ведомому слову: "Единственная она, голубица
моя, чистая моя, совершенная моя" (Песнь Песней, 6, 9). Где единство,
там и совершенство. Остальные же числа совершенства не имеют,
а имеют раздельность и отступают от единства. Вот почему остальные
ученики Господни получили в удел народы раздельные, каждому каждый,
выполняя завет; даже Иаков, заведомый столп церкви Господней,
единым удовольствовался Иерусалимом, Петру уступив целокупность.
Прекрасно, что положен он в Иерусалиме, где и умерщвлен был, дабы
взошло семя усопшего брата, - ибо прозвание ему было брат Господень
(К. Галатам, 1, 19). Если же и брат Господень уступил - кто иной
посмеет посягнуть на первопреимущества Петровы?
Стало
быть, согласно с установлением твоим, другие - к доле в заботах,
ты же - к полноте во власти призван есть. Других власть предназначенными
скована пределами; твоя власть простирается и на тех, кто над
прочими властвует. И разве не властен ты, имея к тому причину,
епископу преградить вход в царствие небесное, епископа отрешить
от епископства и предать Диаволу? Истинно, незыблемо полновластие
твое как над ключами, ключарю вверенными, так и над овцами, овчару
доверенными...
II.9.
Рассмотрение собственной природы первосвященника
Вот
- кто ты есть! Но не забывай и о том - что ты есть!
Ибо,
памятую и я, что обещал об этом напомнить тебе при случае. А не
удобный ли случай - сопоставить то, кто ты есть, с тем, что ты
был раньше? И разве только был? И ныне есть! Зачем, не перестав
быть тем, что ты есть, перестаешь ты мыслить о том, что ты есть?
Едино размышление о том, что ты был и что ты есть, и совсем иное
размышление - о том, кто ты стал. Не следует второму размышлению
вытеснять первое из рассмотрения твоего.
Я
сказал: ты есть то же, что и доселе был; и разве меньше в тебе
того, чем ты был, нежели того, кем ты стал? Быть может, и больше!
То у тебя рожденное, это у тебя приобретенное, и ничто у тебя
не измененное. Не прежнего ты в себе убавил, а нового прибавил.
Так посмотрим же на то и на другое сразу: ибо, как помнится мне,
я говорил уже, оба сии предмета в сопоставлении сугубую пользу
являют.
Я
сказал: когда ты размышляешь, что ты есть, ответ ты находишь в
природе, создавшей тебя человеком, ибо человеком ты рожден. Когда
же ты размышляешь, кто ты есть,, ответ ты находишь в звании твоем,
которое гласит, что ты -- епископ; епископом же ты не рожден,
а сделан. Что же, ты мнишь, из этих двух предметов в чистейшем
виде являет тебя и в большей мере прикосновенно к тебе? то, чем
ты рожден, или то, чем ты сделан? Всеконечно, то, чем ты рожден.
Так вот, именно то и должен ты рассмотреть, чем ты наибольше являешься,
-- иначе же говоря, человека, ибо человеком ты рожден.
И
не только в то, чем ты рожден, но и в то, каким ты рожден, надлежит
тебе всмотреться со вниманием, если не хочешь ты, чтобы размышление
твое было бесплодным и бесполезным. Так отбрось же все наследственные
твои покровения, ибо на них -- первоначальное проклятие; так сорви
же лиственное опоясание, ибо оно позор лишь сокрывает, но язву
не исцеляет; так сотри же румяна сей скоропреходящей почести,
угаси блеск дурно наведенной славы, -- воззри на себя нагого в
наготе своей, ибо наг ты вышел из чрева матери твоей (Иов, 1,
21).
Что
тебе в венце твоем? что тебе в блеске каменьев твоих, и в пышности
шелков твоих, и в перьях диадимы твоей, и в обременении золота
и серебра? Рассей все это, отвей все это от лика твоего размышления,
как утренние облачка, быстро проплывающие и легко истаивающие,
-- и явится пред тобой человек нагой, человек нищий, человек жалкий
и жалости достойный; человек, страдающий, что он человек есть,
стыдящийся, что он наг есть, стенающий, что он рожден есть, ропщущий,
что он есть; человек, рожденный на страдание (Иов, 5, 71), а не
на блистание; рожденный от женщины, и посему в грехе; живущий
краткодневно, и оттого в страхе; пресыщенный печалями многими
(Иов, 14, 1), и потому в плаче. Поистине, печали его многи, ибо
они и душевные суть и телесные: каким не подвержен бедам во грехе
рожденный, телом слабый, умом праздный? Поистине, печалями пресыщен,
ибо и тело его бессильно, и дух неразумен, и сев его - смрад,
и конец его - смерть.
Единственная
есть связь мыслей для тебя спасительная: мысля, что ты - высочайший
первосвященник, не забывай, что ты же - и ничтожнейший прах, и
не только был, но и есть. Пусть твоя мысль берет пример с природы,
но пусть она берет пример и с достойнейшего -- с творца природы,
сочетая в себе высочайшее и низшее. Разве не природа сопрягла
в человеческом лице с мерзкой грязью дыхание жизни? Разве не творец
природы сочетал в своем лице смертную грязь и Божье слово? Прими
же образ свой как от начала нашего сотворения, так и от таинства
искупления; возносись троном своим, но не возносись разумом своим;
низкое в себе чувствуй и низким в мире сочувствуй.