ПРОПОВЕДЬ
ТРЕТЬЯ НА ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ [1]
О
лобзании стопы, длани и уст Господних и пр.
1.
Сегодня читаем мы в книге опыта [2]. Оборотитесь
на себя самих (Пс. 79, 15), и всякий да напряжет сознание свое
к тому, чему предстоит быть сказанным.
Я
хотел бы узнать, было ли когда-нибудь кому-либо из вас дано
сказать по слову: "Да лобзает меня лобзанием уст своих" (Песнь
Песней, 1,1)? Ибо нельзя сказать такое по страсти к кому-либо
из людей, но если кто из духовных уст Христовых лобзание хоть
единожды приял, того, конечно, сей собственный опыт возбуждает,
и он всем сердцем стремится к тому вновь и вновь. Я полагаю,
что никто кроме приемлющего, не может даже знать, каково это,
ибо сие есть манна сокровенная, и лишь тот, кто вкусил, возалкает
вновь. Сие есть источник, запечатленный, к коему не приникает
чужой, но лишь тот, кто испил, возжаждет вновь (Апок., 2, 17;
1-5; 7, 3-8). Услышь изведавшего, как взыскует он: "Возврати
мне, -- просит, -- радость спасения твоего" (Пс. 50, 14). Менее
всего, конечно, да отнесет это к себе душа, подобная моей, обремененная
грехами, доныне подвластная страстям тела своего, доселе не
восчувствовавшая еще услады духа, вовсе несведущая и неискушенная
в радостях внутренних.
2.
И все же я указую душе, которая такова, место во спасении, ей
подобающее. Да не воздвигнется она опрометчиво до уст пресветлого
Жениха, но к стопам престарого владыки[3] со мною, робкая, да
припадет и со мытарем, трепетная в землю, не на небо взирает
(От Луки, 18, 13), дабы лик, привычный ко мраку и смятенный
во светочах небес, не был подавлен славою, и отраженный небывалым
блистанием величия, не окутался вновь слепотою непроницаемой
тьмы.
Пусть
же душа, чья бы таковая не была, пусть тебе не представляется
жалким и презренным то место, где святая грешница грехов совлеклась
и в святость облеклась. Там эфиопянка сменила кожу и, восставленная
в новом сиянии, теперь уже истинно и правдиво ответствовала
укоряющим ее словам: "Черна я, но красива, дщери Ирусалимские"
(Песнь Песней, 1, 4)[4].
Ты
дивишься, как возмогла она сие или, скорее, какими достигла
заслугами? Услышь в немногих словах. Она слезно возмолила о
любви[5] и, от внутренних глубин долгие воздыхания изводя в
спасительных рыданиях содрогаясь, желчную влагу изрыгнула. Небесный
врачеватель -- скорый помощник, ибо быстро течет слово его (Пс.
17, 4). Что же иное как не целебное питие, есть слово Божие?
Оно везде и всегда, и могуче и паляще, и испытующе сердца и
утробы (с. 7, 10). Ибо слово Божие -- живо и действенно и пронзительнее
всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души
и духа, а равно составов и мозгов, и судит помышления (К евреям,
4, 12).
И
вот, по примеру той блаженной кающейся, прострись и ты, о несчастная,
дабы перестала быть несчастной; повергнись и ты на землю, обымай
стопы, умилостивляй поцелуями, орошай слезами, коими, однако,
не Того омываешь, но себя (I Коринф., 6, 11), да станешь ты
одной из стада выстриженных овец, выходящих из купальни (Песнь
Песней, 4,2). И тогда ты залитый стыдом и скорбью лик свой да
не прежде подъять дерзнешь, как услышишь и сама: "Прощаются
тебе грехи твои" (От Луки, 7, 37-48), как услышишь: "Восстань,
восстань, плененная дщерь Сиона; восстань, отряси с себя прах"
(Исайя, 52, 1-2).
3.
Когда же принято будет первое лобзание стопы, то и тогда ты
не возомнишь тотчас до лобзания уст воздвигнуться, но будет
тебе к оному ступенью иное посредствующее лобзание -- лобзание
длани, второе, коего ты будешь удостоена; и о нем такое услышь
толкование.
Когда
сказал бы мне Иисус: "Прощаются тебе грехи твои", ужели не от
отступился бы я от греха, как он положил? Сбросил я одежду мою,
но если вновь надену ее, во многом ли я преуспел? Если сызнова
стопы мои, кои омыл, загрязню, разве что иное омыть их возможет?
Омаранный всяческими пороками, долго лежал я в куче нечистот,
но будет без сомнения хуже вновь упадающему, чем лежащему И,
наконец, Тот, кто сделал меня здоровым, сам, как я памятую,
сказал мне: "...Вот, ты выздоровел; иди и не греши больше, чтобы
не случилось с тобою чего хуже" (От Иоанна, 5, 14).
Но
кто вложил стремление покаяться, необходимо да придаст и силы
оберечь достигнутое, дабы не соделал я вновь подлежащее покаянию
и не сотворил бы новое мое хуже прежнего. Ибо горе мне и приносящему
покаяние, если вдруг отстранит от меня руку свою Тот, без коего
ничего не могу содеять! Ничего, говорю я, ибо ни покоятся, ни
оберечь. Также слышу я, что советует Мудрый: "Никогда, -- говорит,
-- не повторяй слова" (Сирах., 19, 7). Трепещу и того, что судия
вменил древу, не приносящему доброго плода (От Матфея, 3, 10).
Посему
признаюсь, что уже не удовольствован я вполне той прежней благодатью,
которая дала мне каяться в грехах, если не восприму теперь второй,
дабы зримо явить достойные плоды моего покаяния, да не обращусь
я более на блевотину свою.
4.
Стало быть, предстоит мне прежде сие испросить и обрести, нежели
уповать высочайшего и святейшего коснуться. Не вдруг хочу я
стать высшим, постепенно возвыситься хочу. Сколь неугодно Богу
бесстыдство грешника, столь радостно смирение кающегося. Скорее
снищешь милость его, если соблюдешь меру свою и не взыскуешь
высшего, чем надлежит тебе.
Длинен
скачок и тяжек от стопы к устам, да и не сообразен подступ.
Ибо что это? Еще свежим прахом покрытый, уст святых коснешься?
Вчера из грязи извлеченный, сегодня пред ликом славы предстанешь?
Да
будет тебе восхождение чрез длань Господню. Она прежде да очистит
тебя, она да восставит тебя. Как да восставит? Даянием, отколе
уповал. Каково оно? Краса воздержания и достойные плоды покаяния,
ибо таковы суть труды благочестия. Они восставят тебя от нечистот
к надежде отважиться на большее.
Воистину
принявши дар, облобызай руку; -- и тем не себе, но имени Его
славу воздай. Воздай единожды, и воздай вдругорядь, сперва за
отпущенные прегрешения, потом за обретенные добродетели. А не
то вглядись, как укроешь ты чело свое от упреков сих: "Что ты
имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как
будто не получил?" (I Коринф., 4, 7).
5.
И вот, наконец, обретя в двух лобзаниях двойной опыт божественного
достоинства, -- ты, верно, не смутишься уповать и на более священное.
Ибо, сколь ты возрастаешь в благодати, столь и в уповании ширишься.
А посему, да будет любовь твоя пламеннее, и да постучишься ты
увереннее за тем, чтобы тебе, по чувству твоему, недостает.
Стучащему же отверзнется (От Матфея, 7, 7).
И
уже в том высшем лобзании, в коем высочайшее достоинство и дивная
сладость верую, не будет отказано столь любящему. Вот путь,
вот следование. Сначала к стопам припадем и горько оплакиваем
перед очами Господа, нас сотворившего, нами сотворенное. Затем
взыскуем руки возвышающего и укрепляющего колена расслабленные.
И наконец, когда того многими мольбами и слезами достигнем,
тогда только, пожалуй, дерзаем поднять голову к самым устам
славы, дабы, в трепете к робости не только воссозерцать, но
и облобызать; ибо Господь Христос есть дух перед лицом нашим,
к коему припадаем в священном лобзании, дух един по снисхождению
его становимся[6].
6.
Тебе, Господи Иисусе, Тебе заслуженно рекло сердце мое: "Изыскало
Тебя лицо мое, лик твой, Господи, да обрету". Ибо воутрие дал
Ты мне услыхать милосердие Твое, когда мне, по началу во прах
лежащему и следы твои досточтимые лобзающему, что дурное содеял
я в жизни, отпустил. Далее, по восходе дня Ты возрадовал душу
раба твоего, когда затем в лобзании длани твоей уже явил благодать
жития во благе. И теперь что остается, о благий Господи, кроме
как в полноте света (Пс. 22, 1-2), в пылании духа к лобзанию
уст твоих меня достойно допуская, преисполнить меня радости
от лика Твоего? Укажи мне, о сладчайший, о пресветлый, укажи
мне, где пасешь, где покоишь в полдень.
Братия,
"хорошо нам здесь быть" (От Матфея, 17, 4), но вот отзывают
нас заботы дня. Ибо те, кои, как сообщают, сейчас к нам прибыли,
заставляют скорее прерывать, чем окончить усладительную проповедь.
Я изыду к чужестранцам, дабы ни в чем не пренебречь обязательствами
того благоволения, о коем ведем речь, чтобы, пожалуй, и о нас
не довелось услыхать: "Ибо они говорят и не делают" (От Матфея,
23, 3).
А
вы, между тем, молите, дабы добровольное благоречение уст моих
содеял Господь к назиданию вашему и ко хвале и славе имени его.
Примечания
[1.]
Третья из 86 проповедей на "Песнь Песней"; в начале следующей
проповеди Бернард резюмирует ее содержание: под наименованием
трех лобзаний скрыты три совершенствования души - покаяние в
грехах, укрепление в благе, единение в духе с Богом.
[2.]