|
|
|||
ИССЛЕДОВАНИЯ - КОММЕНТАРИИ - ССЫЛКИ Св. Бернард Чтобы лучше понять цистерцианскую духовность и оценить влияние монахов Сито, необходимо рассмотреть учения трех наиболее значительных представителей этого направления : св. Бернарда, Гийома де Сен-Тьерри и св. Элреда Ривоского. Мабиллон называет св. Бернарда "последним Отцом", а Ситвелл считает, что он "возвышается над первой половиной двенадцатого века". Родился Бернард в Бургундии, недалеко от Швейцарии, примерно в 1090 г. В 1112 г. вместе с четырьмя братьями, дядей и двадцатью пятью товарищами он вступает в аббатство Сито. Проходят три года духовного становления, и Стефан Гардин посылает Бернарда основывать новый монастырь в Клерво только для того, чтобы отселить часть монахов из перенаселенного к тому времени Сито. Влияние же Бернарда оказалось столь сильным в привлечении сердец к жизни в духе цистерцианцев, что его называют "вторым основателем ордена цистерцианцев". Почти невозможно перечислить все, чем занимался св.Бернард, настолько разнообразны виды его деятельности и темы написанных им книг. Он написал Apoloqia в защиту цистерцианской реформы; он делал все для реформы в жизни епархиального духовенства и мирян; он помогал преодолеть раскол в Церкви, отстаивая права Папы Иннокентия 11, с которым соперничал Анаклет 11; он разоблачал ошибки Абеляра, позднее осужденного Церковью; на Соборе в Реймсе он заставил Жильбера де ла Порре, епископа Пуатье, отказаться от заблуждений; как проповедник, он боролся с манихеями в Южной Франции; он выступал в качестве примирителя между враждующими сторонами и призывал в своих проповедях ко второму Крестовому походу; он направил Папе Евгению 111, своему бывшему ученику из Клерво, трактат De consideralione, призывающий к реформе Церкви. К сожалению, в июле 1153 г. Папа Евгений 111 умер, а в августе того же года умер св.Бернард. Биография св. Бернарда была составлена еще при его жизни; Гийом де Сен-Тьерри и Арнольд Бонневальский написали работу Vita prima, которую завершил Жоффруа Осерский. В 1174 г. св.Бернард был канонизирован, а 1830 г. провозглашен Учителем Церкви. Несмотря на свою разнообразную, требующую полной самоотдачи деятельность, св.Бернард был очень плодовитым писателем. Его обширная переписка содержит более 500 писем, им написано 332 проповеди, в числе которых широко известный цикл, посвященный Песни Песней. Его первый духовой труд О ступенях смирения и гордыни был написан около 1124 г. В следующем году он написал свою Apoloqia, защищающую цистерцианскую реформу, а между 1126 и 1141 гг. он написал трактаты О любви к Богу; О благодати и свободе воли; О правах и обязанностях епископов; Об обращении (о реформе жизни епархиальных священников); Наставления и послабления, а также другие трактаты на такие темы, как крещение, цистерцианская Книга антифонов и ошибки Абеляра. Под конец жизни он написал De Consideratione и Житие св.Малахия, ирландского епископа, внезапно умершего во время посещения Клерво. В соответствии с традицией и практикой бенедиктинской духовности св.Бернард, разрабатывая свое учение, черпал вдохновение в Священном Писании, непосредственно - из размышлений над Библией и косвенно- из чтения библейских комментариев Оригена, св.Иеронима, св.Августина и св.Григория Великого. Для св.Бернарда "Библия не содержит никакой другой тайны, кроме тайны Христа, ибо только благодаря Ему обретает Священное Писание свое единство и смысл. Только Христос являет Собой основу этого единства, пребывая всюду - как прообраз в Ветхом Завете и как откровение в Новом. В результате духовное учение св.Бернарда является в высшей степени христоцентричным. Совершенство христианина определяется тем, в какой мере он причастен тайне Христа, что, в свою очередь, достигается только через участие в жизни Церкви - в богослужениях, в таинствах, в доктринальной сфере, ибо подлинное понимание Писания, открывающего тайну Христа, возможно только в Церкви и через Церковь. И снова, как и следовало ожидать от духовного учения цистерцианца, центральная тема доктрины св.Бернарда выражается словами св.Иоанна:"Бог есть любовь; Он возлюбил нас первым; Его любовь к нам открылась в том, что он послал в мир единственного Сына Своего, дабы мы обрели через Него жизнь". На вопрос же о том, как надо любить Бога, св.Бернард отвечает: "Причина любви к Богу - Сам Бог; мера любви к Богу - безмерная к Нему любовь". Как выразитель такого подхода, св.Бенедикт сравним со св. Августином и даже оспаривает с ним звание "Учителя любви". Он также является предвестником в создании того стиля изложения духовных проблем, который мы находим у св.Франциска Сальского. Однако ни в жизни, ни в учении не был св.Бернард сентиментальным; напротив, его аскетическое учение реалистично и требовательно. Основа его учения - смирение, являющее, главным образом, плодом самопознания, открывающего человеку его греховное состояние. Св.Бернард также разрабатывает психологию аскетизма и показывает, что ключом к обращению и восхождению в духовном самосовершенствовании является свободная воля человека. Идет ли речь о ступенях смирения, которые должна преодолеть душа в борьбе с греховностью, или о степенях любви, которые венчаются мистическим единением с Богом, главное внимание всегда направлена на волю, никогда, однако, не отделяемую от разума и памяти. Признавая, что в этом мире нет предела возрастанию в любви к Богу и что человек не может достичь абсолютного совершенства in via, св.Бернард, тем не менее, подчеркивает, что каждый христианин обязан постоянно стремиться к еще большему совершенству: "Никто не может достичь совершенства, не желая стать еще более совершенным. Определяется же степень совершенства мерой жажды еще большего совершенства. Каждый отказывающийся стать лучше, несомненно, менее совершенен; отказом от возрастания мы сразу умерщвляем в себе все благое". Любовь к Богу, следовательно, должна неизменно возрастать в каждом христианине, желающем совершенства; возрастая же, она проходит четыре основные ступени, которые св.Бернард определяет следующим образом: плотская, наемническая, сыновняя и мистическая. Плотская любовь - это естественная, инстинктивная любовь, испытываемая человеком к себе, которая, по благодати переходя в сверхъестественную, сосредотачивается на пресвятом человечестве Христа и на тайнах Его земной жизни. Наемническая любовь - эта рабская любовь, которую человек питает к Богу за благодеяния, полученные от Него; проистекает она из осознания человеком своей нужды в Боге. Сыновняя любовь - это бескорыстная любовь к Богу, как к Отцу нашему, позволяющая нам вкусить Господней сладости. Четвертая, самая высокая ступень любви - чистая любовь к Богу, абсолютно лишенная самозаинтересованности, но св.Бернард говорит, что, достигнув любви этого типа, человек испытывает к себе любовь уже только ради Самого Бога, и его молитва выражается словами: "Да будет воля Твоя как на Небе, так и на земле". Св.Бернард указывал на следующие средства, помогающие возрастанию в совершенстве: Божия благодать, человечество Христа и Дева Мария как Соискупительница и Посредница; размышление, особенно на тему тайн Христовых; молитва (здесь св.Бернард следует учению Кассиана); испытание совести; контроль над мыслями и чувствами; духовное руководство. Стоит отметить, что духовное учение св.Бернарда оказало сильное влияние на викторинцев, францисканцев, Фому Кемпийского, рейнских мистиков, св.Игнатия Лойолу и св.Франциска Сальского. Мистическое богословие св.Бернарда изложено в его трактате "О любви к Богу" и в его комментариях к Песни Песней, а также в проповедях монахам. Он называет Христа Женихом, а Церковь и душу человека Его Невестой. В начале любовь ко Христу является чувственной или плотской; она сосредотачивается на человечестве Христа и событиях Его земной жизни. И хотя любовь ко Христу в Его человеческой природе является великим даром Святого Духа, она, по словам св.Бернарда, "тем не менее остается плотской по сравнению с той другой любовью, которая связана не столько со Словом, ставшим плотью, сколько со Словом-Премудростью, со Словом-Праведностью, со Словом-Истиной и со Словом-Святостью". Когда св.Бернард говорит о мистическом единстве, он говорит о духовной любви, превышающей человечество Христа и сосредоточивающейся на Его Божестве. Он говорит: "Храните бдительность, дабы не помышлять о плотском или чувственном в этом соединении Слова с душой. Вспомним слова апостола: "А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом"(1 Кор 6:17). Восхищенное пребывание чистой души в Боге или нисхождение Бога в душу мы можем лучше всего выразить, сравнивая духовное с духовным". Когда душа полностью очищена и закалена в духовной любви, она может по призыву Бога войти в мистическое единство и стать невестой Слова; она вступает в духовный брак со Словом и полностью отождествляется с божественной волей в преображенном союзе. Для описания явления, сопутствующего мистическому соединению, св.Бернард прибегает к тем же образам, что использованы в Песни Песней: объятия, поцелуи, экстаз, бракосочетание. Осознавая опасность таких выражений, св.Бернард неустанно повторял, что эти образы отражают исключительно духовный опыт обретаемый по благодати, но, несмотря на это, история духовной жизни усеяна примерами, когда эти выражения трактовались с точки зрения чувственности. Как и св.Григорий Великий, св.Бернард видел в апостольстве плод любви и результат преизбыточности внутренней молитвенной жизни. В тех же проповедях, в которых св.Бернард говорил о мистическом союзе, он часто обращался к теме пастырского служения, особенно в его связи с проповедью. Получившие дар божественной любви, говорит св.Бернард, способны понять ее язык и откликаются на нее "делами любви и благочестием". Поскольку же благодать и божественная любовь наполняют душу во время ее общения с Богом, то заботящиеся о своих душах должны с особым тщанием предаваться размышлениям о божественных истинах; но затем от тихого созерцания им следует переходить к проповедничеству. Апостол, следовательно, должен быть одновременно и созерцателем, и человеком деятельным. Св.Бернард неустанно повторял, что апостол до того, как посвятить свою жизнь освящению других, обязан позаботиться об освящении души собственной. Св.Бернард приводит также несколько наблюдений из практики пастырского служения: Знайте, что каждый из вас должен быть матерью, а не учителем для того, кто ему доверен. Если же кому-то из вас понадобится проявить строгость, пусть она будет отцовской, а не деспотичной. Ободряя - будьте матерью, будьте отцом - исправляя. Ревность без знания невыносима. Когда любовь достигает высокого накала, требуется особое направляющее ее благоразумие. Ревность, неосвященная знанием, всегда теряет силу, иногда даже становясь разрушительной... Благоразумие, несомненно, управляет всеми добродетелями, уравновешивая, украшая их, внося в них устойчивость... Благоразумие само по себе является не столько добродетелью, сколько отрезвляющим и водительствующим началом других добродетелей... Устраните его, и добродетель превратиться в свою противоположность. Йомэнз говорит, что "Бернард идет через Христа к Троице. Плод его преданности Спасителю проявляется в осознании присутствия в его душе и во всем творении Трех Божественных Личностей. Тайна Троицы воистину является средоточием духовности св.Бернарда, как, собственно, и должно быть вообще в христианской духовности, но богословской традиции учение св.Бернарда принято определять как богословие Иисуса и Девы Марии. Мистическое же богословие - "mustigue trinitaire", как его называет Леклерк, - мы находим, скорее, у современника и друга св.Бернарда цистерцианца Гийома де Сен-Тьерри (1085-1148). |
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)