|
|
|||
ИССЛЕДОВАНИЯ - КОММЕНТАРИИ - ССЫЛКИ А.И. Сидоров Татиан Ассириец. Антропология По словам апологета, "мы знаем о различии двух духов, из которых один называется "душой", а другой - больше души и есть образ и подобие Божие" (Речь 12). Высший "дух" человек обрел при творении: "Небесное Слово, или Дух, рожденный от Духа и Разум, [происшедший] из Разумной Силы, создало человека образом бессмертия по подражанию родившего Его (т.е. Слово) Отца, дабы, как Бог обладает нетлением, так и человек, причастный уделу Бога, [сходным образом] обладал бы бессмертием" (Речь 7). Следовательно, "образ и подобие Божие" в человеке есть тот "высший Дух", которому сопричаствует дух в человеке. Поскольку же Татиан придерживается так называемой "трихотомической антропологии", то он, помимо духа, выделяет в человеке еще душу и тело. Особенно показательны его рассуждения о душе в 13 гл. "Речи", где говорится, что сама по себе душа не обладает бессмертием, хотя, в то же время, она может и не умирать. Ибо та душа, которая не ведает истины, расторгается вместе с телом, а затем, при скончании мира, опять же воскресает вместе с телом и получает как бы "вторую смерть" в вечных муках. Однако, если душа обретает познание Бога, то не умирает, даже если она и "рассторгается на время". Сама по себе душа, согласно Татиану, является "тьмой", и сохраняется (или "спасается") лишь Духом, или Логосом и "Светом Божиим", который как бы "объял тьму". Поэтому, если душа "живет в одиночестве" (т.е. не приобщается Божественному Духу), то она неизбежно тяготеет вниз, к материи, и умирает вместе с плотью; однако, если она как бы "вступает в брак" с Духом Божиим, то возносится этим Духом в горние области. Ибо душа имеет дольнее происхождение, а Дух, наоборот, обитает горе. Правда, изначала Дух жил вместе с душой, но она не захотела следовать за Ним, и Дух покинул ее. Несмотря на свою "покинутость", душа все же удержала в себе некую "искру силы Духа", которой, впрочем, было недостаточно, чтобы созерцать "совершенные вещи". Такова суть антропологии Татиана. Она основывается на представлении об изначальной "сизигии" души (которая, вероятно, обладает примерно той же "субстанцией", что и "низший" или "космический Дух") и "высшего Духа"; тело же есть третий элемент человеческого состава, но оно у Татиана ассоциируется с явно негативными представлениями о материи. Иначе говоря, можно предполагать, что человек у апологета мыслится в качестве "микрокосма", три составные части которого аналогичны трем основным сферам вселенского бытия. Не очень ясным представляется учение Татиана о соотношении духа в человеке и Божественного Духа, но возникает впечатление, что первый есть некая единосущная часть второго. Если это впечатление является верным, то можно констатировать опасное сближение миросозерцания Татиана с еретическим гностицизмом, где идея о "едилосущии" человека с Богом была одной из конституирующих и определяющих. Данное впечатление о близости Татиана к еретическому гностицизму усугубляется еще одним местом (Речь 20), где говорится, что "совершенный Дух окрылял душу; когда же она, вследствие греха, отвергла Его, то Он улетел, словно птенец, а душа стала стлаться по земле. Расторгнув же свое "небесное сожитие" с Духом, она возжелала быть сопричастной с миром дольних, материальных вещей, попав таким образом в рабство к ним. Здесь опять акт грехопадения человека описывается Татианом в образах, сходных с различными вариациями гностического мифа "падения души".
Впрочем, с другой стороны антропология Татиана имеет и некоторую связь
с идеями св. Апостола Павла о "душевном" и "духовном" человеке. Для
"Апостола языков" несомненным является то, что "христианством началась
пневматическая фаза жизни, Эта фаза индивидуально закончена во Христе
и с Ним сокрыта в Боге с тем, чтобы откровение ее через явление Христа
было откровением ее и в жизни каждой отдельной личности (Кол. 3, 1-4).
Таким образом, тайна духа деется в каждой отдельной личности. Пневматическое
- скрытое состояние каждого человека". Следовательно, для св. Павла
"духовное" ("пневматическое") неразрывно связано с Богочеловеческой
Личностью Госиода - связь явно отсутствующая у Татиана. Кроме того Апостол
(например, в 1 Кор. 2, 14) под "душевным человеком" понимает того, кто,
"по направлению всей своей жизни стоит вне благодатной Среды. "Душевный"
человек составляет противоположность человеку "духовному": он имеет
"дух", но дух, не просвещенный божественным Духом; в нем духовная потенция
жизни является мертвою, не деятельною. Само собою разумеется, что "душевный
человек" и "человек духовный" не обозначают два класса людей, совершенно
и навсегда обособленных друг от друга, а этим наименованиями выражаются
только известные состояния, причем, конечно, возможен переход от "душевности"
к "духовности", как с другой стороны, можно угасить Духа Божяя (1 Сол.
5, 17), потерять жизненную христианскую силу. "Душевный человек" - это
неверующий, не обращенный в христианство. Нельзя отождествлять "душевный"
и "плотяный", ибо последнее наименование прилагается к христианам и
указывает на младенчество, незрелость еще в понимании христианства (1
Кор. 3, 1). Для Татиана же характерно понимание соотношение "духовного"
и "душевного" в неком вневременном и внеисторическом плане. Другими
словами, если он и заимствует некоторые свои идеи от Апостола Павла,
то существенным образом их искажает. Далее, "душевное" и плотское" у
него слишком тесно смыкаются, а разрыв между этим "союзом душевного
и плотского", с одной стороны, и "духовным", с другой, опасно увеличивается.
Весьма показательно в данном аспекте и еще одно рассуждение Татиана
(Речь 15), где он заявляет, что душа есть связь плоти, а плоть "соотносительна"
душе. Обе эти части составляют "животное" начало в человеке, или человека
"душевного"; а "образ и подобие Божие" сосредотачивается только в духе
человека. Правда, Татиан тут же говорит, что целью человека является
"сопряжение" души со Святым Духом и "супружество по Богу", но, тем не
менее, элемент еретической двусмысленности в его учении о человеке от
этой оговорки отнюдь не исчезает. Поэтому пневматология и антропология
Татиана явно переступают ту тонкую границу, которая отделяет "ортодоксию"
от "ереси". В Римской церкви, где уже сложилась устойчивая ортодоксальная
традиция его учение вряд ли могло найти отклик среди православных христиан,
а, возможно, оно столкнулось и с довольно твердой оппозицией. Видимо,
этим обстоятельством, помимо прочих, и вызван отъезд Татиана на сирийский
Восток: в молодой сирийской церкви, в которой отсутствовало подобное
устойчивое православное Предание, его идеи могли и, скорее всего, нашли
более живой отклик.
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2004
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)