Vincent of Beauvais
Винсент из Бове
(1190 - 1264 гг.)

 

CОЧИНЕНИЯ

О наставлении детей знатных граждан

1. Об обучении детей знатных граждан

"Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их. Есть у тебя дочери? Имей попечение о теле их и не показывай им веселого лица твоего". Это можно прочесть в VI главе книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова. И говорится это каждому верующему, и особенно государю, детей которого необходимо обучать с детства со столь большим усердием, сколь больше они должны возвыситься в народе для достижения вершины наивысшей славы. Обучит же - значит поставить вне пределов невежества. Поскольку душа ребенка, недавно внедренная в плоть, по причине испорченности этой плоти [первородным грехом] вбирает в себя и мрак неведения в отношении интеллекта, и гниль вожделения в отношении чувства, то становится она неспособной и к пониманию, и к добрым поступкам... Итак, по причине этого двойного невежества следует такую душу защитить двойным обучением (emditio), а именно обучением науке (doctrina) –для просвещения интеллекта - и дисциплине (disciplina) – для направления чувств. В самом деле, наука - это знание учителя или воспитателя, переданное ученику. "Дисциплина" же, как говорит блаженный Киприан, "естъ упорядоченное наставление нравов". Поэтому мальчиков нужно обучать не только речами, но, если нужно, и розгами... Поскольку дети необразованны, к тому же еще ленивы делать добро и склонны ко злу, поэтому после того, как сказано "учи их", правильно добавляется "нагибай шею их", то есть подчиняй ярму Господа через послушание и учителю через дисциплину... "С юности нагибай шею их", потому что возраст этот податлив, словно мягкий воск или молоденькое деревце. Следовательно, согласно этому изречению как обучение, так и воспитание (curvatio) важно для того и для другого, а именно для учености в речах и для дисциплины нравов, или особенно обучение важно для образованности, а воспитание - для дисциплины. Потому и говорится в XXX главе Книги Сираховой "нагибай выю в юности", поскольку, как известно, дерево или саженец, пока еще молодые, легче склонить, если захочешь; когда же окрепнут, скорее ломаются, чем гнутся. Поэтому тут же добавлено: "Сокрушай ребра [дитяти], доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе", то есть не имело бы злого умысла против тебя, когда его, уже зрелого и возмужалого, ты захочешь исправить. Когда же уже не в силах будешь его исправить, будет у тебя с тех пор печаль на душе. И Квинтилиан в первой книге" 12 книг риторических наставлений" говорит: "Человек тогда должен формироваться, когда притворяться еще не умеет и больше слушается наставлений". Это Квинтилиан. А в отношении того, что детей должно наставлять не только в нравах, но и в знаниях, говорится в VI главе Книги Сираховой: "Сын мой! От юности твоей предайся учению и до седин твоих найдешь мудрость".

Перевод с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner. Cambridge, 1938.

 Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II. Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. С. 111-138.

 

 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)