О
наставлении детей знатных граждан
1.
Об обучении детей знатных граждан
"Есть
у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их. Есть у тебя
дочери? Имей попечение о теле их и не показывай им веселого лица
твоего". Это можно прочесть в VI главе книги Премудрости Иисуса,
сына Сирахова. И говорится это каждому верующему, и особенно государю,
детей которого необходимо обучать с детства со столь большим усердием,
сколь больше они должны возвыситься в народе для достижения вершины
наивысшей славы. Обучит же - значит поставить вне пределов невежества.
Поскольку душа ребенка, недавно внедренная в плоть, по причине
испорченности этой плоти [первородным грехом] вбирает в себя и
мрак неведения в отношении интеллекта, и гниль вожделения в отношении
чувства, то становится она неспособной и к пониманию, и к добрым
поступкам... Итак, по причине этого двойного невежества следует
такую душу защитить двойным обучением (emditio), а именно обучением
науке (doctrina) –для просвещения интеллекта - и дисциплине (disciplina)
– для направления чувств. В самом деле, наука - это знание учителя
или воспитателя, переданное ученику. "Дисциплина" же, как говорит
блаженный Киприан, "естъ упорядоченное наставление нравов". Поэтому
мальчиков нужно обучать не только речами, но, если нужно, и розгами...
Поскольку дети необразованны, к тому же еще ленивы делать добро
и склонны ко злу, поэтому после того, как сказано "учи их", правильно
добавляется "нагибай шею их", то есть подчиняй ярму Господа через
послушание и учителю через дисциплину... "С юности нагибай шею
их", потому что возраст этот податлив, словно мягкий воск или
молоденькое деревце. Следовательно, согласно этому изречению как
обучение, так и воспитание (curvatio) важно для того и для другого,
а именно для учености в речах и для дисциплины нравов, или особенно
обучение важно для образованности, а воспитание - для дисциплины.
Потому и говорится в XXX главе Книги Сираховой "нагибай выю в
юности", поскольку, как известно, дерево или саженец, пока еще
молодые, легче склонить, если захочешь; когда же окрепнут, скорее
ломаются, чем гнутся. Поэтому тут же добавлено: "Сокрушай ребра
[дитяти], доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не
вышло из повиновения тебе", то есть не имело бы злого умысла против
тебя, когда его, уже зрелого и возмужалого, ты захочешь исправить.
Когда же уже не в силах будешь его исправить, будет у тебя с тех
пор печаль на душе. И Квинтилиан в первой книге" 12 книг риторических
наставлений" говорит: "Человек тогда должен формироваться, когда
притворяться еще не умеет и больше слушается наставлений". Это
Квинтилиан. А в отношении того, что детей должно наставлять не
только в нравах, но и в знаниях, говорится в VI главе Книги Сираховой:
"Сын мой! От юности твоей предайся учению и до седин твоих найдешь
мудрость".
Перевод
с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent
de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner.
Cambridge, 1938.
Антология
педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для
учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II.
Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами
ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и
коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс",
1994. С. 111-138.