О
наставлении детей знатных граждан
X.
О благожелательности ученика к запоминанию
О
третьем, то есть о благожелательном запоминании есть у Гуго в
III части "Дидаскаликона": "О читатель! Не радуйся слишком, если
многое читаешь, но радуйся, если много знаешь... и более того,
если можешь запомнить". Ведь, согласно образному выражению в XXI
главе Книги Притчей, "вожделенное сокровище" - а именно сокровище
мудрости или истины "остается в устах мудрого", а именно [остается]
для старательного пережевывания и запоминания. Ведь живые существа,
которые не пережевывают, по закону считаются нечистыми. И об этом
также говорится в XXI главе Книги Иисуса, сына Сирахова: "Сердце
глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого
знания..."
От
благожелательности слушателя, как и от понятливости, требуются
три [вещи].
Во-первых,
чтобы слушал охотно и старательно, то есть с любовью, как о том
в III главе Книги Иисуса, сына Сирахова: "Внимательное ухо есть
желание мудрого..."
Во-вторых,
чтобы услышанное собирал кратко в памяти. Потому, говорю, кратко,
что нелегко вспомнить из текста лекции все слова, которые сказаны,
не говоря уже о словах целой книги. Поэтому подобает обучающемуся
удерживать в памяти главное из замысла [лектора] и содержания
его предмета... По этой причине также во многих трактатах и книгах
после пространного изложения взглядов часто бывают эпилоги, то
есть сжатое повторение сказанного, из которых все можно доверить
памяти. Ученик даже чаще продвигается вперед, повторяя лекцию,
чем слушая ее. Действительно, для памяти очень полезно упражнение,
поскольку то, что услышано, [ученик] вновь обдумывает, повторяет
или оглашает другим. Поэтому, говорит Боэций в названном сочинении:
"Школяру важно особо иметь некоторых, кого он учил бы и которым
читал бы книги, чтобы таким образом и воспринятое узнать [самому],
и узнанное суметь выразить".
Третье,
чтобы не оставлял учения и не прерывал ежедневные лекции, но слушал
их непрерывно... Ибо, как можно прочесть в III главе Книги Премудрости
Соломона, "презирающий мудрость и наставление несчастен и надежда
их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны..." Но такого
рода настойчивость в обучении сложна для неразумных. По словам
Иисуса, сына Сирахова, в VI главе его Книги, "для невежд она (мудрость.
- Т.Р.) очень сурова и неразумный не останется с ней",
то есть не [останется] с ней человек не разумный, а именно глупый...
И не удивительно, если таким сложна будет мудрость, ведь [она]
противоположна их глупости. Отсюда, там же добавляется: "Мудрость
будет на нем как тяжелый камень испытания, и он не замедлит сбросить
ее". И если говорится, что невежественные, то есть глупые, люди,
нашедшие драгоценный камень, не ценят находку, не зная ее достоинства
и ценности, и поэтому бросают этот камень как вещь ничтожную,
то и люди неученые и неразумные мало одобряют ученые речи или
даже совсем порицают, потому что не видят их пользу и вкус. Потому
в XXIII главе Книги Притчей сказано: "В уши глупого не говори,
поскольку он презрит разумные слова твои". Это все равно, что
дать святыню собакам или метать жемчуг перед свиньями. Иначе же
указанное изречение можно пояснить следующей мыслью: как добродетель
человека испытывается в нахождении и возвращении драгоценного
камня, так сам человек испытывается в ученых занятиях и в труде
приобретения мудрости. Ведь подобно тому, как слабые и бездеятельные
быстро выбрасывают камень, так бестолковые и глупые - мудрость,
и не могут в ней преуспеть, поскольку велика их неразумность...
Перевод
с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent
de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner.
Cambridge, 1938.
Антология
педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для
учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II.
Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами
ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и
коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс",
1994. С. 111-138.