О
наставлении детей знатных граждан
XII.
О ревностном отношении учащегося
Далее.
Об усердии и ревностном отношении говорит Туллий в I книге "Риторики":
"Усердие - это неустанное и пылкое занятие души, прикладываемое
к какому-либо делу с большим желанием..." Существуют четыре важнейших
побудительных мотива к занятию мудростью и к дисциплине, а именно
почет, который они приносят, их приятность, долговечность и польза.
О
почете сказал мудрейший, говоря именно о мудрости в VIII главе Книги
Премудрости Соломона: "В самой мудрости высочайшее достоинство и
в общении слов ее - добрая слава. Через нее я буду иметь славу в
народе и честь перед старейшинами. Когда я буду молчать, они будут
ожидать, и когда я начну говорить, они будут внимать и, когда я
продлю беседу, положат руку на уста свои". Это мудрейший. Отсюда
повелевает нам закон почитать старших больше за мудрость, чем за
возраст... Вообще, нет никакого занятия почетней для разумного человека,
чем обучение мудрости.
О
приятности науки тот же мудрейший в названной книге говорит: "Я
полюбил ее [мудрость] и взыскал от юности моей, и пожелал взять
ее в невесты себе, и стал любителем красоты ее..." И
если говорится, что мудрость (sapientia) легко воспринимается, то
[имеется в виду] такая, как и обозначается в своем имени, т.е. sapida
scientia (вкусное знание), ибо называется она по словам sapore и
scientia (лакомство и знание) и немногие ощущают вкус ее и знают
ценность ее. Поэтому в XXVIII главе Книги Иова говорится: "Не знает
человек цены ее, и она не обретается в земле живых". И потом: "Сокрыта
она от всего живущего".
О
долговечности говорится в V главе Книги Премудрости Соломона: "Лучше
мудрость, чем сила, и муж благоразумный лучше, чем муж сильный".
Ведь в старости сила ослабляется, мудрость же умножается, и потому
она долговечнее, чем сила. Справедливо также говорится, что она
лучше, чем богатства, потому что богатства против воли человека
могут быть отняты у него, мудрость же никогда. Поэтому и в VIII
главе Книги Притчей сказано: "Примите учение мое, а не серебро;
лучше знание, нежели отборное золото". Кроме того, знания или мудрость
остаются с нами не только в этой жизни, но и в вечной...
Наконец,
о пользе... говорит апостол в IX главе Первого послания к Коринфянам:
"Кто пашет, должен пахать с надеждою получить ожидаемое". Потому
и в Книге Иисуса, сына Сирахо-ва, добавляется: "И ожидай добрых
плодов ее..." И правильно добавляется "ожидай", то есть терпеливо
выжидай наперекор тем, кто только что посеял и сразу же собирается
промотать результат плодов. Ведь как семя, брошенное в землю, закаляется
суровым холодом, прежде чем оно прорастет и даст всходы, так и семя
науки нуждается в тяжком труде и дисциплине. Мы видим отсюда, что
мальчиков нужно ежедневно побуждать к обучению поркой или порицанием,
и они, познавая плоды науки, впоследствии уже добровольно как бы
оглушают себя усердным трудом. Действительно, наука мудрости - как
орех, имеющий снаружи горькую оболочку; внутри же твердой скорлупы
находится сладкое и приятное ядро. Опять же, как тот, кто пашет
и сеет, сначала удаляет из своей земли тернии и волчцы и, взрыхлив
так землю, засевает ее, так и тот, кто желает воспринять науку мудрости,
сначала должен взрыхлить усердным поиском землю сердца своего и
искоренить ростки пороков, и только тогда он сможет принять названное
семя. К тому же, как сказано выше, в лукавую душу не входит мудрость...
Итак, первый плод знания и мудрости - это выкорчевывание или недопущение
пороков зла... Второй -это безмятежность духа... Третий - утешение
от терзаний или отдых от труда... Четвертый - спокойствие души или
уравновешенность... И не потому я это говорю, что каждое знание
уже, по сути дела, мудрость, но потому, что все науки должны направляться
к постижению мудрости, словно служанки ее, как показано выше.
Перевод
с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent
de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner.
Cambridge, 1938.
Антология
педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся
пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II. Мир преломится
в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников
и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова,
О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. С. 111-138.