О
наставлении детей знатных граждан
XIII.
О цели или намерении ученика
Наконец,
о цели, которую имеет ученик в своем стремлении [учиться], говорит
блаженный Бернард в Проповеди на Песнь Песней: "Есть те, которые
хотят знать с намерением "лишь знать", и это есть позор любопытства.
Другие же - чтоб их самих знали; ...именно их высмеивал сатирик,
говорящий:
Знанье
твое ни к чему, коль не знает другой, что ты знаешь", - "и это
есть позор суетности. Некоторые хотят знать, чтобы продавать знания
за деньги и почет, - и это есть позор стяжательства. Есть те, которые
учатся, чтобы учиться, - и это любовь к знаниям, а есть... - чтобы
быть обученными, - и это благоразумие". И это Бернард. Из этих пяти
стремлений лишь два последних - добрые и полезные, три же первых
суетные и порицаемые и, даже более того, ужасные...
О
первом, а именно о любопытстве необходимо знать, что само оно, согласно
Августину, есть похоть очей... Он говорил в Х книге "Исповеди":
"Пустое и жадное любопытство рядится в одежду знания и науки. Оно
состоит в стремлении знать, а так как из внешних чувств зрение доставляет
нам больше всего материала для познания, то это вожделение и называется
в Писании "похотью очей". Это Августин. И такого рода любопытство
двойное, а именно: одно - ко многим вещам, другое - к неизвестным.
Действительно, о том любопытстве, которое [направлено] на познание
и испытание многого, говорится в I главе Екклезиаста: "Не насытится
око зрением, не наполнится ухо слушанием". Поэтому и Гуго в V части
названной выше книги сказал: "Некоторые хотят все прочитать или
все знать... Но число книг бесконечно. Ты же, - говорит, - не желай
преследовать бесконечное; ибо где нет конца, там нет и покоя, а
потому нет и мира; где же нет мира, не может обитать Бог, поскольку
в мире сотворено место его..." Такие, ко многим вещам любопытные,
также смущают сами себя и потому мало преуспевают в достижении мудрости
и, даже более того, ничего не могут знать они в совершенстве...
[Если же говорить] о том любопытстве, которое [направлено] на познание
и испытание неведомого, то такое любопытство часто приводит к еретическим
мыслям тех, кто пытался сверх меры исследовать тайны веры... Поэтому
более всего следует остерегаться исследования небесных тайн людям
простым, необразованным, а также порочным.
О
втором стремлении ученика, которое [проистекает] из тщеславия, говорит
Туллий в I книге "Тускуланских бесед": "Почет питает искусства,
слава воспламеняет всякого к занятию ими..." Такой [ученик] в истинной
мудрости не преуспеет, поскольку пустая спесь ослепляет его ум и
не позволяет видеть ясно. Согласно этому, по словам апостола в I
послании к Тимофею, "тот горд, ничего не знает, но заражен страстью
к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри,
злоречие, лукавые подозрения".
О
третьем стремлении, которое проистекает от алчности, сказал Гуго
в книге "О Ноевом ковчеге": "Недостоин мудрости тот, кто пытается
получить через нее что-либо кроме ее самой, который... ищет мудрости
не затем, чтобы владеть ею, но чтоб выставить ее на продажу". Однако
это делают сегодня многие или почти все схоласты, а именно те, которые
изучают доходные науки или спешащие к ним как можно скорее. Поэтому
сетует Господь через посредство Иеремии, во II главе его Книги:
"Меня оставили, источник воды живой, которая от Меня проистекает,
словно струя от родника", т.е., не желая слушать Священное Писание,
[оставили] источник целительной мудрости. В самом деле, то была
вода, бьющая ключом и [помогающая достичь вечной жизни, и, как говорит
[он же] в IV главе в Евангелии от Иоанна, "вырыли себе колодцы",
т.е. с большим усердием и трудом достигли знания, приносящего прибыль,
"в которых не! воды живой", т.е. нет истинной мудрости, но только
ложная мудрость, пустая, а также мутная, поскольку земная... Отсюда
словно объясняющий это Варух: "Сыновья Агари", т.е. несвобод-” ной
служанки, "искали земного знания". Затем, поясняя, кого он называет
сыновьями Агари, добавляет: "Купцы Земли и Фема на, и баснословы,
и исследователи знания, но пути премудростг не познали и не заметили
стезей ее". Купцы Земли - это медики которые о земле, т.е. о теле
заботятся за плату. Купцы Фемана, что переводится как африканская
земля, - это адвокаты, которые постоянно бранятся и возбуждают тяжбы...
[К устремившимся к доходным наукам] относятся и сочинители грамматики,
которые обращаются к выдумкам поэтов, а также и исследователи благоразумия
и понимания - диалектики и последователи мировой философии. Всякая
такого рода наука надмевает и надменности порождает страдания совести.
Перевод
с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent
de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner.
Cambridge, 1938.
Антология
педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся
пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II. Мир преломится
в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников
и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова,
О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. С. 111-138.