Vincent of Beauvais
Винсент из Бове
(1190 - 1264 гг.)

 

CОЧИНЕНИЯ

О наставлении детей знатных граждан

XIII. О цели или намерении ученика

Наконец, о цели, которую имеет ученик в своем стремлении [учиться], говорит блаженный Бернард в Проповеди на Песнь Песней: "Есть те, которые хотят знать с намерением "лишь знать", и это есть позор любопытства. Другие же - чтоб их самих знали; ...именно их высмеивал сатирик, говорящий:

Знанье твое ни к чему, коль не знает другой, что ты знаешь", - "и это есть позор суетности. Некоторые хотят знать, чтобы продавать знания за деньги и почет, - и это есть позор стяжательства. Есть те, которые учатся, чтобы учиться, - и это любовь к знаниям, а есть... - чтобы быть обученными, - и это благоразумие". И это Бернард. Из этих пяти стремлений лишь два последних - добрые и полезные, три же первых суетные и порицаемые и, даже более того, ужасные...

О первом, а именно о любопытстве необходимо знать, что само оно, согласно Августину, есть похоть очей... Он говорил в Х книге "Исповеди": "Пустое и жадное любопытство рядится в одежду знания и науки. Оно состоит в стремлении знать, а так как из внешних чувств зрение доставляет нам больше всего материала для познания, то это вожделение и называется в Писании "похотью очей". Это Августин. И такого рода любопытство двойное, а именно: одно - ко многим вещам, другое - к неизвестным. Действительно, о том любопытстве, которое [направлено] на познание и испытание многого, говорится в I главе Екклезиаста: "Не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием". Поэтому и Гуго в V части названной выше книги сказал: "Некоторые хотят все прочитать или все знать... Но число книг бесконечно. Ты же, - говорит, - не желай преследовать бесконечное; ибо где нет конца, там нет и покоя, а потому нет и мира; где же нет мира, не может обитать Бог, поскольку в мире сотворено место его..." Такие, ко многим вещам любопытные, также смущают сами себя и потому мало преуспевают в достижении мудрости и, даже более того, ничего не могут знать они в совершенстве... [Если же говорить] о том любопытстве, которое [направлено] на познание и испытание неведомого, то такое любопытство часто приводит к еретическим мыслям тех, кто пытался сверх меры исследовать тайны веры... Поэтому более всего следует остерегаться исследования небесных тайн людям простым, необразованным, а также порочным.

О втором стремлении ученика, которое [проистекает] из тщеславия, говорит Туллий в I книге "Тускуланских бесед": "Почет питает искусства, слава воспламеняет всякого к занятию ими..." Такой [ученик] в истинной мудрости не преуспеет, поскольку пустая спесь ослепляет его ум и не позволяет видеть ясно. Согласно этому, по словам апостола в I послании к Тимофею, "тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречие, лукавые подозрения".

О третьем стремлении, которое проистекает от алчности, сказал Гуго в книге "О Ноевом ковчеге": "Недостоин мудрости тот, кто пытается получить через нее что-либо кроме ее самой, который... ищет мудрости не затем, чтобы владеть ею, но чтоб выставить ее на продажу". Однако это делают сегодня многие или почти все схоласты, а именно те, которые изучают доходные науки или спешащие к ним как можно скорее. Поэтому сетует Господь через посредство Иеремии, во II главе его Книги: "Меня оставили, источник воды живой, которая от Меня проистекает, словно струя от родника", т.е., не желая слушать Священное Писание, [оставили] источник целительной мудрости. В самом деле, то была вода, бьющая ключом и [помогающая достичь вечной жизни, и, как говорит [он же] в IV главе в Евангелии от Иоанна, "вырыли себе колодцы", т.е. с большим усердием и трудом достигли знания, приносящего прибыль, "в которых не! воды живой", т.е. нет истинной мудрости, но только ложная мудрость, пустая, а также мутная, поскольку земная... Отсюда словно объясняющий это Варух: "Сыновья Агари", т.е. несвобод-” ной служанки, "искали земного знания". Затем, поясняя, кого он называет сыновьями Агари, добавляет: "Купцы Земли и Фема на, и баснословы, и исследователи знания, но пути премудростг не познали и не заметили стезей ее". Купцы Земли - это медики которые о земле, т.е. о теле заботятся за плату. Купцы Фемана, что переводится как африканская земля, - это адвокаты, которые постоянно бранятся и возбуждают тяжбы... [К устремившимся к доходным наукам] относятся и сочинители грамматики, которые обращаются к выдумкам поэтов, а также и исследователи благоразумия и понимания - диалектики и последователи мировой философии. Всякая такого рода наука надмевает и надменности порождает страдания совести.

 

Перевод с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner. Cambridge, 1938.

 Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II. Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. С. 111-138.

 

 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)