Vincent of Beauvais
Винсент из Бове
(1190 - 1264 гг.)

 

CОЧИНЕНИЯ

О наставлении детей знатных граждан

XIV. О моральном наставлении

Обучению наукам должно также соответствовать и наставление в нравах, ибо знание без добродетели и хороших нравов не только не приносит пользы, но и даже вредит... Эти две взаимна связанные вещи, добродетель и знание, взаимно помогают друг другу и делают человека мудрым... Поэтому мальчики должны с детства старательно учиться и тому, и другому и в том, и в другом им необходима образованность. Действительно, как сказано выше, человек должен обучаться и тому, и другому прежде всей в таком возрасте, когда он еще податлив и нежен и очень легко поддается наставляющим и обучающим. Однако надлежит, чтобы наставник нравов и сам имел честный нрав и был смиренным в наставлении.

О моральном наставлении мальчиков также говорит апостол обращаясь к их родителям в VI главе Послания к Ефесянам "Наставьте тех в учении и подчинении Господу". Предписывает также закон, чтобы родители говорили детям о заветах и благо деяниях Господа... Так поступал с сыном своим Товий, обучавший его с детства тому, что Бог удерживает от всякого греха.

Поэтому говорится в XXIX главе Книги Притчей: "Настав сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душ твоей". Верно говорится "даст тебе покой", т.е. обрадует, именно превратит беспокойство в покой, или даст тебе покой, именно [избавит] от вечного огня, который ты заслужишь, если не обучишь его. Если же сделаешь это, доставит радости душе твоей, а именно почет и уважение как в настоящем, так и в будущем... Напротив, о бесчестье того, кто любит детей чересчур плотски и не наставляет их в добрых нравах, говорится в XIV главе Книги Иова: "В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает", т.е. [не знает] после смерти своей. Объясняя это, говорит Григорий: "Плотские люди, которые особую, т.е. главнейшую и наибольшую любовь проявляют к детям, после смерти не знают о тех, которых здесь горячо любили. Однако... о святых людях нельзя так полагать, ведь те, кто увидел свет Божий изнутри, не могут не знать всего того, что происходит снаружи [в этом мире]". Это сказал Григорий, явно дающий знак, что он ведает, что святые люди после смерти своей узнали, в каком статусе их дети; дурные же люди не знают, благородны ли их дети превосходством добродетели или же бесславны низостью пороков... Поэтому, по словам Ювенала, "знатности нету нигде, как только в доблести духа". Не знают же они потому, что не только за свои собственные грехи, но и за грехи сыновей, обучением и наставлением которых они пренебрегли, низвержены во мрак...

Итак, как добрые родители приобретают себе почет и радость в настоящем и будущем за усердие в наставлении детей, так, напротив, дурные - смятение и печаль за пренебрежение. Поэтому говорится в XXII главе Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: "Стыд отцу от невоспитанного сына..."

Ужасна та притча, которую обычно повсюду рассказывают, что старец-дьявол произошел от святого юноши. И лишился [он] не только доброты, но и истины, поскольку, как говорится в притче, честным надлежит быть постоянно или по крайней мере очень часто. И если иногда, возможно, случается, что мальчик, продвинувшийся в благом, после отступает от доброты, это все-таки не относится обычно ко многим; а если с каковыми случается, то, кажется, что это была не настоящая доброта, но больше притворная. Иногда в самом деле мальчики изображают прямодушие и невинность или ради того, чтобы снискать благосклонность родителя, или из-за страха наказания. И после того как они прекращают [притворяться], скрытое зло обнаруживается и все его видят. Впрочем, даже мальчики, имеющие естественные блага и добрые начатки жизни, иногда портятся и отступают от добра или из-за дурного общества, или из-за слабого воспитания, или из-за чрезмерной его суровости. Действительно, как сказал Сенека в письме к Луцилию, "несовершенное не может быть стойким: оно то движется вперед, то... никнет". Поэтому и Овидий в "Науке любви" говорит:

Свежую ветку привей на сук под зеленую кожу - ,

Стоит подуть ветерку, будет она на земле;

Но погоди - и окрепнет она, и выдержит ветер...

Но истинно добрые мальчики не притворяются, не заставляют себя [делать добро], доброта привита им как бы от природы? и немного укреплена хорошей наукой и общением. И не отступают они легко от привычной жизни...

 

Перевод с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner. Cambridge, 1938.

 Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II. Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. С. 111-138.

 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)