Vincent of Beauvais
Винсент из Бове
(1190 - 1264 гг.)

 

CОЧИНЕНИЯ

О наставлении детей знатных граждан

II. О выборе учителя

Для знатных мальчиков должен быть выбран учитель как в науках, так и в нравах. Легко приобретать или приумножать знания они могут только через литературную образованность. И потому тем, кому более всего необходимо множество знаний, нужно с детства приучаться к словесности... Кроме того, поскольку знатные мужи не имеют обыкновения, как остальные люди, работать физически, поэтому полезно им достойное занятие литературой, к которому они устремятся в свободное время для постижения мудрости. По мнению Сираха, "мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость". Впрочем, там же, в ХХХШ главе говорится: "Праздность та учила многому худому'. Потому и Сенека в письмах к Луцилию писал: "Досуг без занятия науками - смерть". Наконец, как сказал Гуго в первой книге "Дидаскаликона", "главное утешение в жизни - это стремление к мудрости...". От учителя следует требовать пять качеств, а именно талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие, опыт преподавания. Ум, говорю, талантливый, чтобы из многих [авторитетов], которые могут преподаваться, умел бы выбрать лучших и не все бы принимал из сказанного другими... Второе, что требуется от него, - это честная жизнь или образ его жизни (conversatio)... И действительно, добродетельность и зрелость в жизни учителя добавляют ему авторитета и очень помогают слушающим. Сенека в VI письме к Луцилию пишет: "Больше пользы, чем слова, принесли бы тебе живой голос мудрецов и жизнь рядом с ними. Лучше прийти и видеть все на месте, во-первых, потому, что люди верят больше глазам, чем ушам, во-вторых, потому, что долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров...". И действительно, хорошие примеры учителя наставляют учеников, плохие - портят... Третье, что от него требуется, - это смиренное знание. Именно знание, поскольку, как сказал Овидий во второй книге "Скорбных элегий", "не может учить тот, кто не опытен сам...". Это знание, однако, должно быть смиренным, а не надменным. В противном случае оно будет не настоящей мудростью, согласно изречению Соломона в XII главе Книги Притчей: "Со смиренными, - мудрость". И напротив, о надменном знании говорит апостол в главе VIII Первого послания к Коринфянам: "Знание надмевает, а любовь назидает". Но если кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не узнал так, как надлежит ему знать. Таково знание демонов, от которых они и называются, поскольку демон означает "знающий"... Четвертое - это естественное красноречие, поскольку, как сказал Цицерон в прологе "Риторики", "мудрость без красноречия мало полезна". Потому также говорится в XX главе Книги Иисуса, сына Сирахова: "Скрытая мудрость и утаенное сокровище - какая польза от обоих?". И действительно, красноречие много значит для учености. Ибо сказал в "Формионе" Теренций:

"Превратный смысл легко придать

Чему угодно злостным толкованьем...

Красноречие должно быть естественным, поскольку, как сказал Ювенал в книге IV [своего сочинения],

Смертоносно для многих искусство

Стройных и страстных речей.

Чтобы человек был красноречив, ему должны помогать пять [качеств], а именно природа, совесть, упражнение или практика, жестикуляция и радость сердца. Природа - потому, что, по словам - Квинтилиана, "философия может притворяться, но красноречие не может". Совесть же потому, что, как говорится в VI главе Книги Иисуса, сына Сирахова, "доброречивый язык", то есть любезный, "умножает приязнь". Поэтому Квинтилиан в VIII книге своего сочинения сказал: "Кто лучшие побуждения представить может другим, как не тот, кто сам, так сказать, проникнут оными". Упражнение же - поскольку, как говорит Туллий во II книге "Риторики": "Упражнение есть усердный опыт и привычка говорить". Также и по мнению Квинтилиана: "Привычка - вернейший учитель речи". И Сенека сказал в письме к Луцилию: "И то, и другое совершается взаимно, люди учатся, обучая". Содействует человеку в преподавании также жестикуляция, поскольку, как говорит в VIII книге [своего сочинения] Валерий, "блеск красноречия заключается в хорошем произношении и соответствующей жестикуляции; вооружившись и тем, и другим, человек возбуждает людей тремя способами, а именно воздействуя на их слух, услаждая их зрение, овладевая их мыслями"... Еще красноречию помогает радость души... Эта радость больше всего проистекает из чистой совести, согласно высказыванию апостола во II послании к Коринфянам: "Похвала наша - свидетельство совести нашей". Иногда [проистекает] от того, что нашлись добрые слова, о чем говорится в XV главе Книги Притчей: "Радость человеку в ответе уст его". Иногда же - из достоинства или многочисленности слушателей, о чем говорит Квинтилиан в I книге [своего сочинения]: "Всякий хороший учитель желает иметь как можно более слушателей и почитает себя достойным обширнейшего поприща..."

 

Перевод с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner. Cambridge, 1938.

 Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II. Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. С. 111-138.

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)