О
наставлении детей знатных граждан
XXIV.
Насколько все соответствует обучению [детей] этого возраста
В
самом деле, детский возраст для хорошего восприятия науки жизни
не только приспособленное остальных возрастов, но и даже полезнее
и действеннее. О том, что приспособленнее, свидетельствуют [три
вещи], а именно природа, разум и философия.
Что
касается природы. Поскольку, например, и лошадь, и собака, и птица
легко усмиряются и обучаются в более молодом возрасте, и олень
молодой легче приручается, то и среди людей также более юные легче
поддаются наставлению и подчинению.
Что
касается разума. Разум [ребенка] как мягкий воск, легко воспринимает
оттиски. А тот, у которого есть уже хороший фундамент, легче и
надежнее возводит постройку. Также гладкую и чистую землю пахать
легче, чем холмистую, каменистую или с | другими подобного рода
трудностями. Так и в отношении детского возраста.
Философия
же - потому, что по словам Платона, "память старика наподобие
камня, который трудно воспринимает впечатления, память же мальчика
наподобие воды, которая все образы и впечатления воспринимает
легко". Поэтому, по свидетельству Аристотеля, "дети первое время
всех мужчин называют отцами и лишь потом различают каждого в отдельности".
О
том, что полезнее для блага начинать [обучение в раннем возрасте],
явствует из многих выгод, которые из этого следуют.
Первая
[выгода в том], что человек по этой причине прочнее укрепляется
в добре...
Вторая
- в том, что человек дольше вращается среди добра, ибо насколько
быстрее [человек] начинает, настолько дольше живет достойно. И
если просто добрая жизнь достойна похвалы перед лицом Бога и перед
людьми, то гораздо больше та [добрая жизнь], которая длиннее...
Третья
- в том, что [человек] продвигается вперед надежнее, чтобы быть
допущенным к вечной жизни. Действительно, как можно заключить
из Священного Писания, кратки дни человека и надеемся мы на что-то
большее, к большому взываем и, пребывая в бесконечных опасностях,
все же далеко от него удалены и продвигаемся понемногу. И потому
следует нам начинать наш путь в рай на заре детства, которое является
началом человеческой жизни, дабы не изгнали нас случайно имеете
с глупыми девами, ибо те поздно подготовились, поздно пришли на
свадьбу и были изгнаны, как говорится в XXV главе Евангелия от
Матфея. В самом деле, скороходы и [даже просто] путники были бы
очень глупы, если играли бы весь день на площади с мальчишками
и лишь к вечеру выступали в путь. Так поступают те, кто закоренел
во зле.
Многие,
служащие Богу с детства, достигают стократного результата, который
всегда причитается девственникам, о чем говорится в XIII главе
Евангелия от Матфея. И это - четвертая выгода. И чем больше они
служат Богу, тем большее приобретают вознаграждение. Впрочем,
обученный с детства мальчик более пригоден и для служения Богу,
и для восхваления его, и для пополнения рая.
Относительно
службы Богу очевидно, что обученный мальчик служит ему охотнее,
чем взрослый, поскольку он не связан долгами грехов... Не связан
он и с другим господином: с миром или с дьяволом... Потому, говорю
я, может охотно служить Богу такой [мальчик], что никто не может
служить сразу двум господам, как говорится в VI главе Евангелия
от Матфея. Кроме того, служится ему с детства приятнее, поскольку
практика и постоянство служения Богу делает все легким... Вместе
с тем в этом возрасте [он] и сам приятен Богу, подобно тому как
служба юных обычно больше нравится и плотским господам, поскольку
юные красивее, сильнее, опрятнее и подвижнее...
Наконец,
не только служба юных более приятна Богу, но и дар их или жертвоприношение.
Ведь юные предлагают Богу чистейшую пшеничную муку вследствие
красоты [их] невинности... старики же - шелуху... Юные, поскольку
они деятельны, предлагают жертву здоровую и сильную вследствие
своей подвижности... Старики же - слабую и наполовину мертвую;
и потому надлежит бояться им, чтобы не обрушилась на них та брань
Бога, о которой говорится в I главе Книги Малахии: "Проклят лживый,
у которого в стаде есть неиспорченный самец, а приносит в жертву
поврежденного". ... Юные приносят в жертву прозрачную чистоту
вина, старики же - осадки и кислятину...
Очевидно,
что и славить Бога более способны мальчики. О них сказал Господь
в XIX главе Евангелия от Матфея: "Пустите детей и не препятствуйте
им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное". Здесь
приписываются они Господом к сонму ангелов... поскольку подобны
им чистотой и способностью славить Бога...
Что
касается пополнения рая. Ясно, что [мальчики] больше остальных
пригодны для достижения Царства Божьего главным образом из-за
двух [вещей], а именно из-за чистоты их и смиренности.
Наконец,
всему сказанному выше соответствует не только божественное и человеческие
писания, но и механическое искусство (ars mechanica), природа,
примеры и божественный выбор.
Механическое
искусство - поскольку [юношеский возраст] - это благоприятная
пора для строительства, сеяния, торговли, путешествий и многого
другого. К выполнению всего этого и телесно, и духовно больше
припособлен юношеский возраст.
Природа
же - потому, что о том свидетельствуют примеры! приведенные выше,
а также потому, что в стаде Господнем лишь овцы, и от них не могут
произойти ни волки, ни свиньи, ни львы, но только агнцы, то есть
безыскусные, невинные и чистые, каковыми и являются обыкновенно
одни лишь мальчики. И не зеленеет трухлявый пень; мудрый же садовник
высаживает молодые саженцы. Без сомнения, от молоденьких саженцев,
а не от трухлявых пней будет процветание церкви...
Примеры
же [можно видеть] в маленьком мальчике Данииле, которого называют
"муж желаний" в IX главе Книги Даниила... и во многих других святых.
Божественный
же выбор - потому, что первыми и лучшими царями в народе были
избраны Богом мальчики; например, был выбран в цари младший из
братьев Давид, как говорится в XVI главе I книги Царств... Мальчики
выбраны были пророками, как, например, Иеремия и Даниил, о чем
читаем в I главе Книги Иеремии и в XIII главе Книги Даниила. Мальчики
до смерти своей сопротивлялись идолопоклонничеству, а именно Даниил,
Седрах, Месах и Авенаго, как говорится в III главе Книги Даниила.
И из всех мучеников, которых почитает церковь, первыми стали тоже
мальчики...
Перевод
с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent
de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner.
Cambridge, 1938.
Антология
педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для
учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II.
Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами
ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и
коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс",
1994. С. 111-138.