Vincent of Beauvais
Винсент из Бове
(1190 - 1264 гг.)

 

CОЧИНЕНИЯ

О наставлении детей знатных граждан

XXIV. Насколько все соответствует обучению [детей] этого возраста

В самом деле, детский возраст для хорошего восприятия науки жизни не только приспособленное остальных возрастов, но и даже полезнее и действеннее. О том, что приспособленнее, свидетельствуют [три вещи], а именно природа, разум и философия.

Что касается природы. Поскольку, например, и лошадь, и собака, и птица легко усмиряются и обучаются в более молодом возрасте, и олень молодой легче приручается, то и среди людей также более юные легче поддаются наставлению и подчинению.

Что касается разума. Разум [ребенка] как мягкий воск, легко воспринимает оттиски. А тот, у которого есть уже хороший фундамент, легче и надежнее возводит постройку. Также гладкую и чистую землю пахать легче, чем холмистую, каменистую или с | другими подобного рода трудностями. Так и в отношении детского возраста.

Философия же - потому, что по словам Платона, "память старика наподобие камня, который трудно воспринимает впечатления, память же мальчика наподобие воды, которая все образы и впечатления воспринимает легко". Поэтому, по свидетельству Аристотеля, "дети первое время всех мужчин называют отцами и лишь потом различают каждого в отдельности".

О том, что полезнее для блага начинать [обучение в раннем возрасте], явствует из многих выгод, которые из этого следуют.

Первая [выгода в том], что человек по этой причине прочнее укрепляется в добре...

Вторая - в том, что человек дольше вращается среди добра, ибо насколько быстрее [человек] начинает, настолько дольше живет достойно. И если просто добрая жизнь достойна похвалы перед лицом Бога и перед людьми, то гораздо больше та [добрая жизнь], которая длиннее...

Третья - в том, что [человек] продвигается вперед надежнее, чтобы быть допущенным к вечной жизни. Действительно, как можно заключить из Священного Писания, кратки дни человека и надеемся мы на что-то большее, к большому взываем и, пребывая в бесконечных опасностях, все же далеко от него удалены и продвигаемся понемногу. И потому следует нам начинать наш путь в рай на заре детства, которое является началом человеческой жизни, дабы не изгнали нас случайно имеете с глупыми девами, ибо те поздно подготовились, поздно пришли на свадьбу и были изгнаны, как говорится в XXV главе Евангелия от Матфея. В самом деле, скороходы и [даже просто] путники были бы очень глупы, если играли бы весь день на площади с мальчишками и лишь к вечеру выступали в путь. Так поступают те, кто закоренел во зле.

Многие, служащие Богу с детства, достигают стократного результата, который всегда причитается девственникам, о чем говорится в XIII главе Евангелия от Матфея. И это - четвертая выгода. И чем больше они служат Богу, тем большее приобретают вознаграждение. Впрочем, обученный с детства мальчик более пригоден и для служения Богу, и для восхваления его, и для пополнения рая.

Относительно службы Богу очевидно, что обученный мальчик служит ему охотнее, чем взрослый, поскольку он не связан долгами грехов... Не связан он и с другим господином: с миром или с дьяволом... Потому, говорю я, может охотно служить Богу такой [мальчик], что никто не может служить сразу двум господам, как говорится в VI главе Евангелия от Матфея. Кроме того, служится ему с детства приятнее, поскольку практика и постоянство служения Богу делает все легким... Вместе с тем в этом возрасте [он] и сам приятен Богу, подобно тому как служба юных обычно больше нравится и плотским господам, поскольку юные красивее, сильнее, опрятнее и подвижнее...

Наконец, не только служба юных более приятна Богу, но и дар их или жертвоприношение. Ведь юные предлагают Богу чистейшую пшеничную муку вследствие красоты [их] невинности... старики же - шелуху... Юные, поскольку они деятельны, предлагают жертву здоровую и сильную вследствие своей подвижности... Старики же - слабую и наполовину мертвую; и потому надлежит бояться им, чтобы не обрушилась на них та брань Бога, о которой говорится в I главе Книги Малахии: "Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, а приносит в жертву поврежденного". ... Юные приносят в жертву прозрачную чистоту вина, старики же - осадки и кислятину...

Очевидно, что и славить Бога более способны мальчики. О них сказал Господь в XIX главе Евангелия от Матфея: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное". Здесь приписываются они Господом к сонму ангелов... поскольку подобны им чистотой и способностью славить Бога...

Что касается пополнения рая. Ясно, что [мальчики] больше остальных пригодны для достижения Царства Божьего главным образом из-за двух [вещей], а именно из-за чистоты их и смиренности.

Наконец, всему сказанному выше соответствует не только божественное и человеческие писания, но и механическое искусство (ars mechanica), природа, примеры и божественный выбор.

Механическое искусство - поскольку [юношеский возраст] - это благоприятная пора для строительства, сеяния, торговли, путешествий и многого другого. К выполнению всего этого и телесно, и духовно больше припособлен юношеский возраст.

Природа же - потому, что о том свидетельствуют примеры! приведенные выше, а также потому, что в стаде Господнем лишь овцы, и от них не могут произойти ни волки, ни свиньи, ни львы, но только агнцы, то есть безыскусные, невинные и чистые, каковыми и являются обыкновенно одни лишь мальчики. И не зеленеет трухлявый пень; мудрый же садовник высаживает молодые саженцы. Без сомнения, от молоденьких саженцев, а не от трухлявых пней будет процветание церкви...

Примеры же [можно видеть] в маленьком мальчике Данииле, которого называют "муж желаний" в IX главе Книги Даниила... и во многих других святых.

Божественный же выбор - потому, что первыми и лучшими царями в народе были избраны Богом мальчики; например, был выбран в цари младший из братьев Давид, как говорится в XVI главе I книги Царств... Мальчики выбраны были пророками, как, например, Иеремия и Даниил, о чем читаем в I главе Книги Иеремии и в XIII главе Книги Даниила. Мальчики до смерти своей сопротивлялись идолопоклонничеству, а именно Даниил, Седрах, Месах и Авенаго, как говорится в III главе Книги Даниила. И из всех мучеников, которых почитает церковь, первыми стали тоже мальчики...

 

Перевод с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner. Cambridge, 1938.

 Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II. Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. С. 111-138.

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)