Vincent of Beauvais
Винсент из Бове
(1190 - 1264 гг.)

 

CОЧИНЕНИЯ

О наставлении детей знатных граждан

XXVII. О причинах принятия наказания (disciplina) добровольно

Далее. Как родители и магистры во имя любви к мальчикам должны применять к ним наказание, так и сами мальчики должны терпеливо его переносить. И семь причин есть, которые должны побудить их к добровольному и охотному принятию наказания, а именно доброта божественной воли (divine voluntatis bonitas), отцовское милосердие, благо терпения, пример Христа и святых, польза самого наказания, краткость его и последующая радость.

Доброта, говорю я, божественной воли, каковая не содержит в гневе своем милосердия, поскольку, как сказано выше, наказание по отношению к человеку произошло от гнева Господня...

Вторая причина - отцовское милосердие, из любви наносит отец суровое наказание сыну. Согласно этому, вXXX главе Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, сказано: "Кто любит сына, тот усердно наказывает его розгой..."

Третья причина - благо терпения, которое так описывает Туллий в I книге "Риторики": "Терпение есть добровольное либо стойкое претерпевание сложностей и тяжелых обстоятельств ради почета и пользы". Это Туллий. Какая же причина терпения может быть уважительнее и полезнее, чем восприятие мудрости и обретение добродетели? И всякое наказание мальчиков печется об этих двух [вещах]. И правильно называется добровольным и стойким, поскольку не имеет заслуги перед Богом ни тот, который терпит совершенно недобровольно, ни тот, который лишился терпеливости...

Четвертый довод, или причина, есть пример Христа и других святых. Именно Христос в своей, бесспорно, важнейшей проповеди учил терпению не только к наказанию, но и к несправедливости, говоря в V главе Евангелия от Матфея: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". И тому, что советовал на словах, научил впоследствии своим примером. Ведь не только он бичевание принял, но распинающим его все тело свое отдал на поругание... Следовательно, все христиане, и не только мальчики, но и зрелые мужи, должны добровольно принимать наказание, и не только за свой грех, но и по примеру Господа... Наконец, все святые принимали наказание, словно названные дети Бога...

Пятая причина - это польза самого наказания, которая [видна] в четырех [вещах]. Первое - это обучение настоящей мудрости и хорошему поведению, как уже сказано выше... Второе - это приучение к терпению, что весьма необходимо мальчику в жизни... Терпению очень содействует с детства воспитанная привычка. Ведь как новобранцы обычно упражняются перед битвой, так и мальчикам полезно, сдерживая веселье, воспитываться через наказание... Третье - это смирение, чтобы подавить чванство сердца, ибо больше унижает наказание, полученное от другого, чем от самого себя. Поэтому провинившийся монах принимает наказание на виду у всех, в капитуле, дабы больше унизиться и больше искупить вину, испытывая смятение вместе с болью... Четвертое - наказание самого проступка для достижения целительного прощения. То наказание [за проступок] в настоящем, которое терпеливо перенесли, дает прощение и помогает избежать наказания в будущем.

Шестой довод, или причина терпеливости - это краткость самого наказания; согласно приведенному выше высказыванию апостола, мальчик [вверяется для наказания] учителям и воспитателям лишь на время, определенное отцом. И во всяком случае, то наказание, которое кратко, легче выдержать...

Седьмая причина - это его легкость, о которой говорится в XXIII главе Книги Притчей: "Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет..."

Восьмая - сама необходимость [наказания], которая выступает двояким образом; а именно необходимость именно так воспитывать и необходимость не сопротивляться [наказанию]. Необходимость, говорю, именно так воспитывать - поскольку нельзя иначе уничтожить вред невежества или сдержать гниль желания, кроме как через наказание, подобно тому как рана не может исцелиться, если ее не надрезать и не прижечь... Потому говорит Овидий в книге "Лекарство от любви":

Тела здоровье блюдя, ты снесешь и огонь, и железо...

А чтобы душа ожила, неужель пострадать не захочешь?..

Необходимость же не сопротивляться - поскольку, как сказал Овидий в I книге "Любовных элегий":

Ходит же бык под ярмом, хоть ненавидит ярмо.

Поэтому мальчик, даже если не хочет, все же, принужденный, терпит наказание. Отсюда же Овидий в I главе книги "Лекарство от любви":

Часто, когда я болел, случалось мне горькие соки пить. Лучшее же лекарство для таких не только терпеливо, но и охотно переносить наказание и саму необходимость [наказания] делать добродетелью... Ведь само доброе желание вытерпеть [наказание] не только стяжает заслугу перед Богом, но и делает суровое наказание много мягче...

Девятый довод, или причина, претерпевания наказания - это следующая за ним радость. И она двойного рода, а именно радость в этой жизни и в будущей. Радость в настоящей жизни выступает в трех [вещах]. Действительно, когда завершится детство, сладостна память о перенесенных наказаниях... И приятно не только воспоминание о них, но и последующее вознаграждение, согласно высказыванию Сенеки в письме к Луцилию, "о том, что было горько, рассказывать сладко", ибо естественно радоваться окончанию своих страданий. Третья же радость [проистекает] из достижения справедливости и мудрости, причем и то и другое имеют неоценимое наслаждение... О будущей же и вечной радости, которая является высшим результатом наказания... говорится Господом в XVI главе Евангелия от Иоанна: "Вы восплачете и возрыдаете, но печаль ваша в радость будет..."

 

Перевод с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner. Cambridge, 1938.

 Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II. Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. С. 111-138.

 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)