О
наставлении детей знатных граждан
XXVII.
О причинах принятия наказания (disciplina) добровольно
Далее.
Как родители и магистры во имя любви к мальчикам должны применять
к ним наказание, так и сами мальчики должны терпеливо его переносить.
И семь причин есть, которые должны побудить их к добровольному
и охотному принятию наказания, а именно доброта божественной воли
(divine voluntatis bonitas), отцовское милосердие, благо терпения,
пример Христа и святых, польза самого наказания, краткость его
и последующая радость.
Доброта,
говорю я, божественной воли, каковая не содержит в гневе своем
милосердия, поскольку, как сказано выше, наказание по отношению
к человеку произошло от гнева Господня...
Вторая
причина - отцовское милосердие, из любви наносит отец суровое
наказание сыну. Согласно этому, вXXX главе Книги Премудрости Иисуса,
сына Сирахова, сказано: "Кто любит сына, тот усердно наказывает
его розгой..."
Третья
причина - благо терпения, которое так описывает Туллий в I книге
"Риторики": "Терпение есть добровольное либо стойкое претерпевание
сложностей и тяжелых обстоятельств ради почета и пользы". Это
Туллий. Какая же причина терпения может быть уважительнее и полезнее,
чем восприятие мудрости и обретение добродетели? И всякое наказание
мальчиков печется об этих двух [вещах]. И правильно называется
добровольным и стойким, поскольку не имеет заслуги перед Богом
ни тот, который терпит совершенно недобровольно, ни тот, который
лишился терпеливости...
Четвертый
довод, или причина, есть пример Христа и других святых. Именно
Христос в своей, бесспорно, важнейшей проповеди учил терпению
не только к наказанию, но и к несправедливости, говоря в V главе
Евангелия от Матфея: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в
правую щеку твою, обрати к нему и другую". И тому, что советовал
на словах, научил впоследствии своим примером. Ведь не только
он бичевание принял, но распинающим его все тело свое отдал на
поругание... Следовательно, все христиане, и не только мальчики,
но и зрелые мужи, должны добровольно принимать наказание, и не
только за свой грех, но и по примеру Господа... Наконец, все святые
принимали наказание, словно названные дети Бога...
Пятая
причина - это польза самого наказания, которая [видна] в четырех
[вещах]. Первое - это обучение настоящей мудрости и хорошему поведению,
как уже сказано выше... Второе - это приучение к терпению, что
весьма необходимо мальчику в жизни... Терпению очень содействует
с детства воспитанная привычка. Ведь как новобранцы обычно упражняются
перед битвой, так и мальчикам полезно, сдерживая веселье, воспитываться
через наказание... Третье - это смирение, чтобы подавить чванство
сердца, ибо больше унижает наказание, полученное от другого, чем
от самого себя. Поэтому провинившийся монах принимает наказание
на виду у всех, в капитуле, дабы больше унизиться и больше искупить
вину, испытывая смятение вместе с болью... Четвертое - наказание
самого проступка для достижения целительного прощения. То наказание
[за проступок] в настоящем, которое терпеливо перенесли, дает
прощение и помогает избежать наказания в будущем.
Шестой
довод, или причина терпеливости - это краткость самого наказания;
согласно приведенному выше высказыванию апостола, мальчик [вверяется
для наказания] учителям и воспитателям лишь на время, определенное
отцом. И во всяком случае, то наказание, которое кратко, легче
выдержать...
Седьмая
причина - это его легкость, о которой говорится в XXIII главе
Книги Притчей: "Не оставляй юноши без наказания; если накажешь
его розгою, он не умрет..."
Восьмая
- сама необходимость [наказания], которая выступает двояким образом;
а именно необходимость именно так воспитывать и необходимость
не сопротивляться [наказанию]. Необходимость, говорю, именно так
воспитывать - поскольку нельзя иначе уничтожить вред невежества
или сдержать гниль желания, кроме как через наказание, подобно
тому как рана не может исцелиться, если ее не надрезать и не прижечь...
Потому говорит Овидий в книге "Лекарство от любви":
Тела
здоровье блюдя, ты снесешь и огонь, и железо...
А
чтобы душа ожила, неужель пострадать не захочешь?..
Необходимость
же не сопротивляться - поскольку, как сказал Овидий в I книге
"Любовных элегий":
Ходит
же бык под ярмом, хоть ненавидит ярмо.
Поэтому
мальчик, даже если не хочет, все же, принужденный, терпит наказание.
Отсюда же Овидий в I главе книги "Лекарство от любви":
Часто,
когда я болел, случалось мне горькие соки пить. Лучшее же лекарство
для таких не только терпеливо, но и охотно переносить наказание
и саму необходимость [наказания] делать добродетелью... Ведь само
доброе желание вытерпеть [наказание] не только стяжает заслугу
перед Богом, но и делает суровое наказание много мягче...
Девятый
довод, или причина, претерпевания наказания - это следующая за
ним радость. И она двойного рода, а именно радость в этой жизни
и в будущей. Радость в настоящей жизни выступает в трех [вещах].
Действительно, когда завершится детство, сладостна память о перенесенных
наказаниях... И приятно не только воспоминание о них, но и последующее
вознаграждение, согласно высказыванию Сенеки в письме к Луцилию,
"о том, что было горько, рассказывать сладко", ибо естественно
радоваться окончанию своих страданий. Третья же радость [проистекает]
из достижения справедливости и мудрости, причем и то и другое
имеют неоценимое наслаждение... О будущей же и вечной радости,
которая является высшим результатом наказания... говорится Господом
в XVI главе Евангелия от Иоанна: "Вы восплачете и возрыдаете,
но печаль ваша в радость будет..."
Перевод
с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent
de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner.
Cambridge, 1938.
Антология
педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для
учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II.
Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами
ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и
коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс",
1994. С. 111-138.