|
|
|||
CОЧИНЕНИЯ О наставлении детей знатных граждан Кроме того, от учителя требуется, чтобы он имел опытность в преподавании или мастерство, а именно чтобы он имел метод обучения. Всякому способу речи [обучающего] должны быть присущи пять [качеств], а именно доступность или ясность сказанного, краткость, польза, приятность, зрелость. Ясность, чтобы высказывались доступно, так, чтобы все [их] понимали... Доступно, говорю, то есть четко, вразумительно и громко... Отсюда явствует, что дети должны обучаться речью им известной и общепринятой... Наконец, каждый из них должен быть наставлен в соответствии со своими способностями, согласно изречению в XXV главе Евангелия от Матфея: "Каждому имеющему воздается и приумножится..."30. В преподавании требуется и умеренная краткость, поскольку... как говорит Цицерон в I книге "Риторики", "краткость в том, чтобы не добавлять никакого слова, кроме необходимого". Эта краткость страдает, когда человек не обдумывает заранее и не выбирает правильный способ речи... И польза также требуется в словах учителя, потому что, как писал Сенека Луцилию, "слов нужно немного, но зато убедительных". Об этом полнее будет говориться ниже. Кроме того, в каждой науке полезна приятность речи, чтобы [говоривший] своими словами доставлял приятное слушателям и таким образом делал [их] более внимательными. Действительно, как можно прочесть в XL главе книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, "свирель и гусли делают приятным пение, но лучше их - приятный язык". И эту приятность иной раз создает доброта сказанного, польза его или даже приветливость. Согласно этому, говорит Гораций в "Науке поэзии": Или стремится поэт к услаждению, или же к пользе, Или надеется сразу достичь и того, и другого. О доброте и пользе [сказанного] говорится в Книге Притчей: "Добрая наука доставляет приятность", и [доставляет ее] самому учителю, поскольку, когда будет приятно слушателю, то это и ему самому будет доставлять удовольствие... Иногда к этому приводит также и разнообразие сказанного, ведь, как сказал в I книге "Риторики" Цицерон, "следует разнообразить речь, поскольку во всех делах однообразие - мать пресыщения..." В процессе обучения также должна соблюдаться зрелость [речи], то есть нечто среднее между быстротой и медлительностью, ибо, как говорит Сенека в письме к Луцилию, "бедность и худосочие тоже притупляют внимание слушателей, которым надоедает медлительность и прерывистость". Это Сенека. Итак, необходимо остерегаться и чрезмерной назидательности, и чрезмерной прерывистости речи...
Перевод с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner. Cambridge, 1938. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II. Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. С. 111-138.
|
Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001
Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)