О
наставлении детей знатных граждан
XLII.
О надзоре за девочками и оберегании их от посторонних глаз
Выше
мы разъяснили слова Иисуса, сына Сирахова, касающиеся обучения
сыновей: "Есть у тебя сыновья? Учи их" и т.д. Там же добавлено
и об обучении дочерей: "Есть у тебя дочери? Имей попечение о теле
их и не показывай им веселого лица твоего". Имей попечение о теле
их - говорю - в девическом возрасте, ибо возраст этот склонен
к распущенности. [Следи], чтобы не ходили без разбору то на хороводы,
то на представления, то в гости, а охранялись под надзором дома,
дабы не вожделели они, слоняющиеся, и не вожделели бы их самих.
В соответствии с этим сказано в XLII главе Книги Премудрости Иисуса,
сына Сирахова: "Дочь для отца - тайная постоянная забота, и попечение
о ней отгоняет сон; в юности ее - как бы не отцвела, а в замужестве
- как бы не опротивела; в девстве - как бы не осквернилась и не
сделалась беременной в отцовском доме, в замужестве - чтобы не
перешла границ дозволенного и в сожительстве с мужем не осталась
бесплодною", а именно вследствие стремления ее к бесплодию, [достигаемому]
или умерщвлением дитяти или слишком частым вступлением в половую
связь... И если только, находясь под опекой отца, как уже сказано,
девушка окажется беременной, то от родителей она заслуживает брань,
от мужа -расторжения брака, для себя же по закону заслуживает
смерти.
О
первом говорится в XXII главе Книги Иисуса, сына Сирахова: "Разумная
дочь - наследство мужу своему, бесстыдная - печаль родившему".
И правильно называют ее "наследством" мужу, ведь она будто наследство,
данное ему от Господа. В соответствии с этим в XIX главе Книги
Притчей сказано: "Дом и имение - наследство от родителей, а разумная
жена - от Господа". И потому муж высоко ценит ее как хорошее наследство
и не расстается с ней, разве лишь по причине смерти. И наоборот,
та, которая изменяет мужу, заставляет его краснеть из-за того,
что она лишена девственности, становится позором для своего отца,
который, стало быть, плохо или небрежно воспитывал и охранял ее
в собственном доме, и потому муж, в конце концов, возвращает ее
с позором обратно отцу. И это есть [второе], а именно расторжение
брака мужчиной... О третьем, т.е. о смертном приговоре, говорится
в XXII главе Второзакония: "Если... не найдется девства у отроковицы,
то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города
ее побьют ее камнями до смерти; ибо она сделала срамное дело среди
Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло
из среды себя". Потому отец должен остерегаться всего этого в
своей плотской дочери, как только может...
И
поэтому Писание правильно убеждает родителей тщательно охранять
дочь-девушку, а также воспитывать ее в строгости, чтобы не ослабли
вожжи до распущенности и низменных страстей или чтобы не опозорила
она как-нибудь случайно себя и родителей. Отсюда в XXVI главе
Книги Иисуса, сына Сирахова, говорится: "Над бесстыдной дочерью
поставь крепкую стражу, чтобы она, улучив послабление, не злоупотребила
собой", т.е. не предалась бы блуду. Ведь блуд есть злоупотребление
собственным телом, согласно словам апостола в VI главе I послания
к Коринфянам, "блудник грешит против собственного тела". Об этом
также сказано в XXII главе Книги Иисуса, сына Сирахова: "Дочь
невоспитанная" - т.е. распущенная и легкомысленная - "рождается
на унижение", т.е. уменьшит уважение к себе и родителям...
Такова
женщина, болтливая и ветреная, не терпящая покоя, не желающая
оставаться дома, но постоянно пребывающая вне его: то на улицах,
то на перекрестках... В противоположность этому имеется пример
о девушке воспитанной и уединенной, и этот пример - блаженнейшая
Дева Мария.
Перевод
с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent
de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner.
Cambridge, 1938.
Антология
педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для
учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II.
Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами
ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и
коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс",
1994. С. 111-138.