О
наставлении детей знатных граждан
XLIII.
О литературном и нравственном наставлении девочек и о нравственной
чистоте
Тем
временем, однако, пока родители указанным способом благородных
девочек старательно охраняют [дома], надлежит их с помощью литературы
обучать, а также наставлять в нравах. Обучать их, бесспорно, следует
чтением, чтобы они, постоянно стремясь к этому достойному занятию,
избегали бы вредных мыслей, а также уклонялись от телесного наслаждения
и от пустословия...
Поэтому
говорит Иероним в письме Алетии о воспитании дочери: "Пусть твоя
маленькая дочь земных песен не знает, не понимает непристойностей.
Пусть нежный язычок приучается к пению сладостных псалмов. Пусть
будет удалена от распущенных мальчиков... Пусть сделают ей буквы
из самшита или слоновой кости... и пусть играет ими, чтобы и игра
ее была обучением... Пусть будут у нее подружки по обучению, которым
она бы завидовала и чьими успехами была бы уязвлена. И нельзя
девочку наказывать, если она будет отставать, но следует поощрять
ее ум, чтобы радовалась в случае победы и печалилась от неудач.
Наконец, пусть любит твоя девушка вместо украшений божественные
книги, в которых ценится не рисунок золотом или вавилонская кожа,
а безукоризненный блеск веры..." Отсюда - он же пишет к девеЕвстохии:
"Чащечитай, изучай какмсисно больше. Пульсонзахватывает тебя,
когда ты держишь книгу, и пусть лицо твое склоняется на святую
страницу..." И чтобы не останавливалось и не прерывалось честное
и полезное занятие подкрадывающимся отвращением, с чтением должны
быть связаны и два других занятия - молитва и труд... Об этих
трех упомянутых вещах, которые составляют честные занятия девочек,
сказал в письме к Алетии Иероним: "Утром пусть поет она гимны...
за молитвою последует чтение, за чтением - молитва... Пусть научится
и держать решето... крутить веретено, прясть, пусть изготовляет
такие одежды, с помощью которых можно спастись от холода, а не
такие, которые обнажают тело".
Затем
тоже, что было сказано в отношении мальчиков, следует применять
и к девочкам, а именно чтобы воспитывались они в добрых нравах
и обычаях. Поэтому Иероним в том же письме говорит: "Остерегайся,
чтобы дочь твоя в результате глупых женских ласк не стала бы сюсюкать,
а также, чтобы не привыкала она играть в золоте и пурпуре. Одно
из них мешает языку, другое -нравам..."
Следует
воспитывать и обучать их преимущественно четырем добродетелям,
а именно целомудрию, или нравственной чистоте, смирению, молчаливости,
а также зрелости нравов и поступков...
Чтобы
тщательно сохранить в девочке стыдливость, следует оберегать их
от всего враждебного скромности, и прежде всего от излишних плотских
удовольствий и от дурного общества. Поясню: от излишеств в пище,
сне, купании и украшениях... Потому говорит Овидий в книге "Наука
любви":
Изнемогает
порою душа, пресытившись счастьем,
Ибо
не так-то легко меру в довольстве хранить...
Перевод
с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent
de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner.
Cambridge, 1938.
Антология
педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для
учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II.
Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами
ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и
коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс",
1994. С. 111-138.