Vincent of Beauvais
Винсент из Бове
(1190 - 1264 гг.)

 

CОЧИНЕНИЯ

О наставлении детей знатных граждан

IV. О препятствиях в обучении

После того как было сказано об учителе, необходимо рассмотреть сначала две [вещи] в отношении дисциплины мальчиков, а именно что препятствует дисциплине и что ей содействует. Существуют некоторые помехи со стороны жизни, некоторые - со стороны науки или учености. Со стороны жизни препятствуют семь пороков. И первый из них гордыня, которая, раздувая душу, ослепляет... Второй - зависть... Третий - гневливость... Четвертый - уныние или вялость... Пятый - жадность... Шестой -похоть... Седьмой - чревоугодие. Итак, это препятствия со стороны жизни, именно они мешают получению знаний и мудрости, из них пять пороков касаются души, как-то: гордыня, зависть, гнев, уныние и жадность; два же телесные, как-то: чревоугодие и похоть. Поэтому в I главе книги Премудрости Соломона говорится, что "в лукавую душу не войдет премудрость". Из-за пороков души не будет она обитать и в подчиненных грехам телах, то есть в чревоугодливых или похотливых.

О помехах, препятствующих со стороны науки или учености, говорит Гуго в V части "Дидаскаликона": "Существуют три препятствия, а именно нерадивость, неблагоразумие и судьба". Нерадивость, поясню, - в обучении, неблагоразумие - в порядке и методе обучения, судьба - это бедность, болезни, а также отсутствие книг или учителя. Поэтому в отношении первого ученик должен быть предостережен, в отношении второго наставлен, в отношении третьего, если будет необходимо, поддержан. О первом говорит Боэций в книге "О школьной науке"; "Нерадивость - это мачеха всякой науки, и лучше школяру служить механике, чем обременять себя ярмом нерадивости'. Это Боэций. Отсюда и Эннодий: "Мать наук - прилежание, мачеха образованности - нерадивость..." О втором препятствии в обучении, которое составляет неблагоразумие в порядке и методе обучения, говорит апостол в VIII главе Послания к Коринфянам: "Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать". В самом деле, немногие соблюдают правильный способ обучения, чтобы сохранялся в нем должный порядок обучения, должное отношение к учебе и должное желание учиться, о чем полнее будет рассказано ниже. Отсюда, Гуго в III части "Дидаскаликона" говорит: "Наши школяры или не знают надлежащего способа обучения, или не хотят знать его; и потому, хотя мы находим много обучающихся, но лишь немногих мудрых". Против третьей [помехи], а именно препятствующей судьбы, ученика, согласно Гуго, следует, если нужно, поддержать и помочь ему в расходах на книги и учителя. Мы же можем также добавить четвертое препятствие, а именно беспокойство тела и любопытство глаз... Кроме того, есть два частных препятствия. Одно со стороны воспринятого материала, а именно непонятность или сложность... Другое - со стороны обучающегося, притупленность способностей и слабость интеллекта...

 

Перевод с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner. Cambridge, 1938.

 Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II. Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. С. 111-138.

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)