О
наставлении детей знатных граждан
VII.
О подчинении ученика учителю
Итак,
после удаления всех указанных препятствий и приобретения опор
в обучении, всякий сможет спокойно приблизиться к школьной науке
и в ней, если это приличествует его положению, подняться, по словам
Боэция, по четырем ступеням к совершенству. В самом деле, к начинающим
относится слушать, к продолжающим учиться - старательно заниматься,
к продвинувшимся в обучении - упражнять себя, к совершенным же
- обучать.
Вследствие
этого начинающему надо сначала поискать учителя и выбрать себе
подходящего, и, если выйдет, связать себя с ним и подчиниться
ему.
К
первому, а именно к тому, что каждый ученик должен иметь учителя,
призывает Иероним в письме к Павлину; [ученик] должен понимать,
что он не может продвинуться в учебных занятиях без идущего впереди
и показывающего дорогу... Он же пишет Марцелле: "Мы захотели в
этом рассуждении лучше последовать Его незнанию, чем держаться
глупого мнения невежд..." Потому в письме Павлину Иероним порицает
самонадеянных, которые читают Писание без учителя, идущего впереди,
и которые лишь к разуму своему обращаются: "Прилежание и усердие
к учению само по себе достойно одобрения... Но... земледельцы,
каменщики, ремесленники, пильщики, дровосеки, шерстобои, валяльщики
сукон и прочие рабочие домашней рухляди не могут обойтись без
учителя...'
Второе,
выбирать себе учителя подходящего... ведь часто возникают жалобы
слушателей на учителей либо из-за чрезмерного многословия и изощренности
речи, либо из-за ее грубости, быстроты или замедленности. Потому
[ученики] пренебрегают лекциями и, прежде чем стать учениками,
производят себя в учителя и судьи учителей... Впрочем, как говорит
Квинтилиан в названном сочинении, "надобно смотреть не на лета
его, а на успехи в учении...". Но сегодня, кажется, со многими
происходит то, от чего предостерег апостол в IV главе II послания
к Тимофею: "Будет время, когда здравого учения принимать не будут,
но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили
бы слуху. И от истины отвратят слух и обратятся к басням..."
Третье
же, касающееся отношения ученика и учителя, заключается в том,
чтобы ученик, если это можно осуществить, завязал с ним отношения...
И Сенека в VI письме к Луцилию сказал: "Но больше пользы, чем
слова, принесли бы тебе живой голос мудрецов и жизнь рядом с ними.
Лучше прийти и видеть все на месте".
Четвертое
- себя смиренно учителю подчинить. Потому Боэций в названном сочинении
говорит: "Школяр пусть почитает учителя, пусть с радостью ему
подчиняется, поскольку кто не умеет подчиняться, тот не умеет
управлять".
Перевод
с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent
de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner.
Cambridge, 1938.
Антология
педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для
учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II.
Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами
ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и
коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс",
1994. С. 111-138.