Vincent of Beauvais
Винсент из Бове
(1190 - 1264 гг.)

 

CОЧИНЕНИЯ

О наставлении детей знатных граждан

VII. О подчинении ученика учителю

Итак, после удаления всех указанных препятствий и приобретения опор в обучении, всякий сможет спокойно приблизиться к школьной науке и в ней, если это приличествует его положению, подняться, по словам Боэция, по четырем ступеням к совершенству. В самом деле, к начинающим относится слушать, к продолжающим учиться - старательно заниматься, к продвинувшимся в обучении - упражнять себя, к совершенным же - обучать.

Вследствие этого начинающему надо сначала поискать учителя и выбрать себе подходящего, и, если выйдет, связать себя с ним и подчиниться ему.

К первому, а именно к тому, что каждый ученик должен иметь учителя, призывает Иероним в письме к Павлину; [ученик] должен понимать, что он не может продвинуться в учебных занятиях без идущего впереди и показывающего дорогу... Он же пишет Марцелле: "Мы захотели в этом рассуждении лучше последовать Его незнанию, чем держаться глупого мнения невежд..." Потому в письме Павлину Иероним порицает самонадеянных, которые читают Писание без учителя, идущего впереди, и которые лишь к разуму своему обращаются: "Прилежание и усердие к учению само по себе достойно одобрения... Но... земледельцы, каменщики, ремесленники, пильщики, дровосеки, шерстобои, валяльщики сукон и прочие рабочие домашней рухляди не могут обойтись без учителя...'

Второе, выбирать себе учителя подходящего... ведь часто возникают жалобы слушателей на учителей либо из-за чрезмерного многословия и изощренности речи, либо из-за ее грубости, быстроты или замедленности. Потому [ученики] пренебрегают лекциями и, прежде чем стать учениками, производят себя в учителя и судьи учителей... Впрочем, как говорит Квинтилиан в названном сочинении, "надобно смотреть не на лета его, а на успехи в учении...". Но сегодня, кажется, со многими происходит то, от чего предостерег апостол в IV главе II послания к Тимофею: "Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху. И от истины отвратят слух и обратятся к басням..."

Третье же, касающееся отношения ученика и учителя, заключается в том, чтобы ученик, если это можно осуществить, завязал с ним отношения... И Сенека в VI письме к Луцилию сказал: "Но больше пользы, чем слова, принесли бы тебе живой голос мудрецов и жизнь рядом с ними. Лучше прийти и видеть все на месте".

Четвертое - себя смиренно учителю подчинить. Потому Боэций в названном сочинении говорит: "Школяр пусть почитает учителя, пусть с радостью ему подчиняется, поскольку кто не умеет подчиняться, тот не умеет управлять".

 

Перевод с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner. Cambridge, 1938.

 Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II. Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. С. 111-138.

 

 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)