Vincent of Beauvais
Винсент из Бове
(1190 - 1264 гг.)

 

CОЧИНЕНИЯ

О наставлении детей знатных граждан

VIII. О внимании ученика к слушанию

А это подчинение ученика, как там же говорит Боэций, состоит в трех вещах, а именно чтобы он был внимателен к слушанию, восприимчив к осмыслению, благожелателен к запоминанию.

О первом сказал Господь в XIII главе Евангелия от Матфея:

"Имеющий уши да слышит", то есть пусть он тщательно слушает, чтобы понять... Следует знать также, что от внимания слушателя требуются три вещи, а именно: молчаливость, смирение и различение. Сначала, конечно, молчаливость... Об этом можно прочесть в Послании Иакова: "Всякий да будет скор на слышание, медлен на слова". В самом деле, хотя, быть может, покажется ученику, что он мало знает, потому что [только] слушает, однако все же надежней слушать, чем говорить, так как "послушает мудрый и умножит свои познания", как говорится в I главе Книги Притчей... В молчании, несомненно, требуется смиренность... А в смирении также необходимо различение, а именно чтобы слушатель не был сразу же упрямо привержен отдельным взглядам своего учителя, но различал их и сопоставлял. Потому и Боэций в названном сочинении сказал: "Неразумно всецело полагаться на мнения учителя. Сначала, правда, покуда еще не оформилась ясно мысль самого ученика, учителю необходимо поверить [на слово]. Затем же, если случайно обнаружится то, что противоречит мнению учителя, следует думать, что тот в процессе обучения ошибся... Итак, пусть всецело не доверяет ни учителю своему, ни тетрадям и не становится упрямым приверженцем [учителя] подобно Нигрию, который настолько полагался на мнение своего учителя Монтана, что, как священному, всякому слову, срывающемуся с его уст, внимал и ни о чем... больше не проповедовал в своей школе. И из-за этого [ему], многократно смущенному, пришлось, стъщясь, удалиться". Это Боэций. То же говорится в XIV главе Книги Притчей: "Невинный", то есть глупый и бестолковый, "верит каждому слову". И это не противоречит тому, что сказал Аристотель в "Софистических опровержениях": "Тот, кто учится, должен доверять", ибо это принимается из простодушной доверчивости, без упрямства и неуступчивости, и принимается так, чтобы [человек] готов был от этой мысли отказаться, если когда-либо узнает, что более надежный авторитет или разумный довод [ей] противоречит...

 

Перевод с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner. Cambridge, 1938.

 Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II. Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. С. 111-138.

 

Все содержание (C) Copyright РХГИ, 1996 - 2001

Вернуться на ( начальную страницу ) (список авторов)