О
наставлении детей знатных граждан
VIII.
О внимании ученика к слушанию
А
это подчинение ученика, как там же говорит Боэций, состоит в трех
вещах, а именно чтобы он был внимателен к слушанию, восприимчив
к осмыслению, благожелателен к запоминанию.
О
первом сказал Господь в XIII главе Евангелия от Матфея:
"Имеющий
уши да слышит", то есть пусть он тщательно слушает, чтобы понять...
Следует знать также, что от внимания слушателя требуются три вещи,
а именно: молчаливость, смирение и различение. Сначала, конечно,
молчаливость... Об этом можно прочесть в Послании Иакова: "Всякий
да будет скор на слышание, медлен на слова". В самом деле, хотя,
быть может, покажется ученику, что он мало знает, потому что [только]
слушает, однако все же надежней слушать, чем говорить, так как
"послушает мудрый и умножит свои познания", как говорится в I
главе Книги Притчей... В молчании, несомненно, требуется смиренность...
А в смирении также необходимо различение, а именно чтобы слушатель
не был сразу же упрямо привержен отдельным взглядам своего учителя,
но различал их и сопоставлял. Потому и Боэций в названном сочинении
сказал: "Неразумно всецело полагаться на мнения учителя. Сначала,
правда, покуда еще не оформилась ясно мысль самого ученика, учителю
необходимо поверить [на слово]. Затем же, если случайно обнаружится
то, что противоречит мнению учителя, следует думать, что тот в
процессе обучения ошибся... Итак, пусть всецело не доверяет ни
учителю своему, ни тетрадям и не становится упрямым приверженцем
[учителя] подобно Нигрию, который настолько полагался на мнение
своего учителя Монтана, что, как священному, всякому слову, срывающемуся
с его уст, внимал и ни о чем... больше не проповедовал в своей
школе. И из-за этого [ему], многократно смущенному, пришлось,
стъщясь, удалиться". Это Боэций. То же говорится в XIV главе Книги
Притчей: "Невинный", то есть глупый и бестолковый, "верит каждому
слову". И это не противоречит тому, что сказал Аристотель в "Софистических
опровержениях": "Тот, кто учится, должен доверять", ибо это принимается
из простодушной доверчивости, без упрямства и неуступчивости,
и принимается так, чтобы [человек] готов был от этой мысли отказаться,
если когда-либо узнает, что более надежный авторитет или разумный
довод [ей] противоречит...
Перевод
с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent
de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner.
Cambridge, 1938.
Антология
педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для
учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II.
Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами
ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и
коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс",
1994. С. 111-138.