О
наставлении детей знатных граждан
IX.
О восприимчивости ученика к пониманию
О
втором, то есть о понятливости, говорит Квинтилиан во II книге
названного сочинения: "Как должность начальников - учить, так
обязанность учащихся - быть послушными. Успехи в красноречии не
иначе рождаются и возрастают, как от взаимного содействия ученика
с учителем". ...Это сказано о понятливости, которой всячески помогает
сама природа, ибо, по словам Аристотеля в самом начале "Метафизики",
"все люди от природы стремятся к знанию". То же сказал и Сенека
в письме к Луцилию: "Природа сделала нас восприимчивыми и дала
разум, хоть и не совершенный, но способный к совершенствованию".
Очень важно, однако, в каком теле будет помещена душа. Ведь от
тела происходит многое, что мысль обостряет, и многое, что мысль
притупляет...
Далее.
В понятливости ученика требуются три [вещи]. Во-первых, чтобы
слушал кротко и без возражений... Во-вторых, чтобы придерживался
больше сути говоримого, чем его словесной оболочки... Третье же,
что требуется в понимании услышанного, - чтобы [ученик] спрашивал
у учителя то, что меньше понимает... В вопрошении должно остерегаться
двух пороков, а именно хвастовства и склонности к обману...
Мало
принесет пользы или вообще окажется бесполезным слушать, читать,
запоминать, если отсутствует понимание. Ведь многие сохраняют
в памяти сами слова науки, но лишены понимания слов или, по крайней
мере, не стремятся их понимать...
Перевод
с латинского Н.В.Ревякиной и Т.Б.Рябовой по изданию: Vincent
de Beauvais. De eruditione ffliorum nobilium. Ed. by A.Steiner.
Cambridge, 1938.
Антология
педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для
учащихся пед. Колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т. II.
Мир преломится в книге. Воспитание в средневековом мире глазами
ученых наставников и их современников/ Сост., ст. к разделам и
коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш - М.: АО "Аспект Пресс",
1994. С. 111-138.