— загадка как способ
представления и познания мира; литературный жанр вопросов и ответов,
построенных по принципу замедленной метафоры, каламбура или параллелизма;
опосредование между миром Божественным и человеческим, которое выражается
тропо-логически (см.: TROPUS): на профанном уровне мир казался
загадочным, на сакральном — чудесно замысленным; попытка обнаружить
за видимой оболочкой вещей элемент невидимый, но не менее реальный (мир
существовал в диалектическом сопряжении загадки-отгадки, при котором
любая отгадка предполагала загадку, но загадка не всегда предполагала
отгадку в силу непостижимости истины); загадка тесно связана с идеей
причащающего, или верующего разума, поскольку она осуществляет перенос
качеств с творческого субъекта на сотворенную вещь. Многие средневековые
загадки, построенные в форме новелл (“Римские деяния”), предполагают
необходимую троицу персон: отец, дочь и претендент, где отец есть знак
непричастности, основание само по себе, позволяющее другим постигать
себя, дочь — знак причастности, или возможность обоснования, выраженное
в испытании, которое позволяет претендентам участвовать в объекте притязаний,
претендент — ищущий или взывающий к обоснованию, участвующий в его поисках
в разной степени. Загадка есть также результат логических разделений.
Рассуждая о пяти сказуемых (род, вид, собственный, отличительный и привходящий
признаки), Боэций пишет, что вопреки Порфирию, который строит родо-видовое
древо по принципу нисхождения (“сказуемые большей предикации сказываются
обо все меньших”), можно эти пять сказуемых рассмотреть не только как
“равные”, но и “взаимозаменяемые”. Если, например, “род сказывается
об отличительных признаках, и о видах, и о собственных, и о привходящих
признаках”, то “и наоборот – привходящий признак сказывается обо всех
остальных; он стоит над отдельными индивидами и сказывается также о
стоящих выше его [сказуемых]: так что если Сократ есть животное, разумное,
способное смеяться и человек, и если Сократ лыс, что является его привходящим
признаком, то этот привходящий признак будет сказываться и о животном,
о разумном, о способном смеяться и о человеке, то есть об остальных
четырех сказуемых” (Боэций. Комментарий к Порфирию // Боэций.
“Утешение философией”. 1990. C. 107–108). В итоге предложение (или определение)
оказывается составленным из многочленных заменителей подлежащего (или
сказуемого) обычной речи (“лысое — способное смеяться”), что и есть
загадка. Обнаруживается способ переключения логического в тропо-логическое.