AEQUIVOCATIO (equivocation)

— равнозначность, омонимия, эквивокация, экивок, двуосмысленность (см.: AMPHIBOLIA). Термин введен Боэцием (cм.: AEQUIVOCUM). Идею двуосмысленности вещи (которая в христианстве одновременно может быть сакральной и профанной) выдвигал еще Августин, нашедший для нее термин “ambiguum” (см.: Августин. О христианском учении. Т. 1. С. 69 и далее в нашей антологии). В развитом Средневековьи (XII в.) под эквивокацией понимались 1) двуосмысленность собственных и окказиональных значений имени (Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр); 2) разные референции одного и того же термина в зависимости от того, на какой стороне противоречия он находится; 3) разные смыслы одного и того же термина как следствие фигуративности языка; 4) речевые иносказания — тропы (Петр Абеляр); 5) общие и собственные основания одной и той же вещи; 6) возможности трансляции или трансумпции — переноса терминов из одного вида знания в другой (Петр Абеляр, Гильберт Порретанский). Паронимы (см.: DENOMINATIO) и унивокация (одноименность, соименность — см.: UNIVOCATIO) рассматриваются как частные случаи эквивокации. Эквивокация понималась не как логическая ошибка, а как теоретико-познавательный принцип двойственного (“да” и “нет”) существования вещи, имманентно-трансцендентная пульсация ее движения между бытием и ничто.