— аллегория,
иносказание, изображение отвлеченной идеи или понятия посредством образа,
обладающее такими свойствами, как прикрепление, устойчивость (например,
закрепление за животными определенных нравственных качеств); фигура,
означающая намек на другую фигуру, указание на то, чего нет в данной
вещи подобно евангельским притчам; духовное уподобление; одна из возможностей
комментирования текста. У Петра Коместора, представившего мир как чертог
с тремя палатами (аудиторией, трапезной и опочивальней), части трапезной
представлены следующим образом: фундамент – история, крыша — тропология,
а соединяющая пол и потолок вздымающаяся ввысь стена – аллегория, “которая
выражает одну мысль посредством другой”, “при этом аллегорией оказывается
также воинствующая церковь” (Петр Коместор. Схоластическая история
// Неретина С. С. Верующий разум. Книга бытия и Салический закон.
М., 1995. С. 283–284). По Иоахиму Флорскому, “Аллегория есть уподобление
малых вещей великим, например, дня — году, недели — веку, человека —
сословию или городу, племени, народу и множеству подобного… Авраам обозначает
Бога Отца, Исаак — Сына, Иаков — Духа Святого. Но и Захария означает
Отца, Иоанн — Сына, человек Иисус Христос — Святого Духа. И это именно
в духовном понимании, которое, собственно, и называется аллегорией”
(Иоахим Флорский. Согласование Ветхого и Нового Заветов. Т. 1.
С. 509 нашей антологии).