— акциденция,
случай, случайность; один из способов различения; привходящий признак
предмета, “который обозначает некую внешнюю природу и вовсе не сказывается
о субстанции” и который может если не в действительности, то “в уме
и мысленно” и присутствовать и отсутствовать в субъекте, не уничтожая
его (Боэций. Комментарий к Порфирию // Боэций. Утешение
философией. С. 75, 103). В трактовке Боэция, “Аристотель усмотрел десять
родов всех вещей; один из них — субстанция, остальные девять — акциденции”
(там же. С. 11). Акциденции бывают неотделимыми (курносость, шрам) и
отделимыми (двигаться, спать). Отделимые акциденции называются общими
отличительными признаками, неотделимые — собственными. Те и другие производят
инаковость (см.: ALTERATUM) вещи, но не создают чего-либо другого
(см.: ALIUD). Отделимые и неотделимые акциденции бывают привходящими
по природе (высокий рост) или по воле (прогуливаться, бежать). Анализ
акциденций связан с анализом предикации вещей через род, вид (необходимые
для определения), а также собственный и отличительный признаки (необходимые
для описания). Смысл этого анализа у Порфирия: сказуемые большей предикации
сказываются обо все меньших (род — о видах и отличительных признаках,
отличительный признак — о видах и индивидах, вид — об индивидах, собственный
признак — о видах и индивидах, привходящий признак — о видах и индивидах;
например, “чернота”, присущая единичному ворону, переносится на ворона
как вид). Смысл анализа у Боэция: “сказуемые, равные по предикации,
взаимозаменяемы”. Равными по предикации сказуемыми оказываются род и
акциденции. Если род как универсальное понятие сказывается обо всем
нижестоящем, то акциденция, стоящая над отдельными индивидами, сказывается
также о вышестоящих сказуемых, т. е. собственном и отличительном признаках,
виде и роде как универсальном понятии. “Так что если Сократ есть животное,
разумное, способное смеяться и человек, и если Сократ лыс, что является
его привходящим признаком, то этот привходящий признак будет сказываться
о животном, о разумном, о способном смеяться и о человеке, то есть об
остальных четырех сказуемых” (там же. С. 108). У Порфирия речь шла о
прямой предикации, у Боэция — о косвенной, или обращенной. Ср.: PER
SE, PRAEDICABILIS, SUBSTANTIA.