— искусство, мастерство,
умение (греч. τέχνη). Августин предлагает другое
происхождение ars. Он полагает, что “добродетель есть искусство жить
хорошо и справедливо. Поэтому от греческого слова a r e
t h ¢ , что значит добродетель, латиняне, как полагают,
заимствовали термин ars, artis, искусство” (Августин. О Граде
Божием. Т.2. С. 208). Искусство — знание, совокупно обозначавшееся как
“семь свободных искусств”, что включало тривий (грамматика, риторика,
диалектика) и квадривий (арифметика, геометрия, астрономия, музыка),
рассматривавшееся под углом зрения идеи сотворения мира из ничего ловкими
умелыми руками и словами Бога Творца, передавшего в силу акта творения
творческую способность и человеку. По Гуго Сен-Викторскому, “есть три
вида творений: творение Бога, творение природы и творение мастера, подражающее
природе”. Этот “мастер создает свое творение, разделяя соединенное или
соединяя разделенное”, то есть выполняя философскую работу. Отличие
человеческого творения от Божественного состоит в качестве усилий, затрачиваемых
на него. Бог сказал и сделал, “труды человеческие представляются долгими
и тяжкими. Можно ради примера кратко разъяснить это. Кто статую отлил,
долго человека изучал, кто дом построил, гору наблюдал… человеческий
разум тем и славен, что проявил изобретательность… Таким образом было
открыто все, что тебе нынче известно из лучших творений человеческих.
Так возникли рисование, ткачество, литейное дело, скульптура и бесконечное
число других искусств, вызывающих восхищение мастерством человека” (см.:
Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения, или Дидаскаликон.
Т. 1. С. 306 нашей антологии). В идею искусства включалась идея делания,
физического усилия, предполагавшая не просто свободное парение ума,
но тяжелый труд, который в то же время оказывался священнодействием.
Тертуллиан отличал сотворение человека от прочих творений как создание
рукотворное, где особенно заметно физическое усилие. Григорий Нисский
это усилие сравнивает с механическим, передающим энергию человеку, который
сравнивается со статуей. С подобным пониманием искусства связана и идея
ремесла (artificio), именование ремесленника (artifex), как и Бога,
мастером, а вещи, представленной на соискание звания мастера, — шедевром.
Петр Абеляр знание называет ars, scientia, disciplina, обнаруживая переходность
от знания как искусства к дисциплинарному знанию. По Фоме Аквинскому,
искусство — “истинное основание любой сделанной работы, истинное основание
вещей, которые надлежит сделать. От искусств происходят формы вещей,
которые живут в душах художников, мастеров. Противопоставленные добродетелям,
или силам, искусства являются сотворенными или созданными на основе
опыта (experientia, peritia), следовательно, они возможны без знания,
присущи мастерству, хотя и подразумевают знание” (Thomas Aquinas.
Sum. theol., I a, 2 ae, q. 57, l at. 3 concl.). В другом месте Фома
пишет, что логика есть искусство искусств. “Поскольку искусство кажется
ничем иным, как определенным посвящением разума, с помощью которого
человеческие действия развиваются в направлении нужного результата.
Но разум может управлять не только действиями субъект-субстанции, но
и своими собственными действиями… В этом и состоит искусство логики
как рациональной науки. Она рациональна не только потому, что присуща
разуму, но и потому, что едина для всех искусств. Она представляется
искусством искусств именно потому, что направляет нас в действиях нашего
разума, от которого проистекают все искусства” (Thomas Aqunas.
In lib. I An. Post. lect. 1). Искусство как таковое было противопоставлено
механическому искусству. В IX в. Храбан Мавр ограничил “механические
искусства” созданием металлических, деревянных и каменных изделий, которые
он помещает в группу квадривия вместе с медициной. В XI в. Рудольф Арденский
разделил механические искусства на семь отделов: все, относящееся к
удовлетворению жизненных потребностей (сельское хозяйство, рыбная ловля,
охота), ткачество, архитектура, литье, медицина, торговля, военное дело,
вспомогательные средства (рабочие инструменты, средства передвижения).
Сопоставляя свободные искусства с механическими, Гуго Сен-Викторский
пишет, что первые названы свободными либо потому, что “обращены к вольным
ищущим душам, способным проникать в причины вещей, либо потому, что
издревле лишь свободные благородные люди изучали их, а плебеи, дети
неблагородных родителей, занимались, благодаря своему опыту, механическими
искусствами”, которые определяются как подражательные, “поскольку осуществляются
трудом мастера, заимствующего формы у природы” (Гуго Сен-Викторский.
Семь книг назидательного обучения, или Дидаскаликон. Т. 1. С. 321 нашей
антологии). Двойственное деление искусств вело к пониманию свободных
искусств как “божественного” умения, а механических — как умения “дьявольского”.
Гуго производил термин “механические искусства” не от греч. mechane,
mechanicos — машина, машинный, а от греч. moichos (лат. moechus), т.
е. adulter — фальшивый, нечестный, притворный, любодейный. Cp.: DISCIPLINA,
FACTIO, NATURA, QUADRIVIUM, SCIENTIA, TRIVIUM.